Про Дамонов и Глупонов (Русская литературная эпиграмма). Публикация Е. Свиясова
Эпиграммы, высмеивавшие «поденщиков от литературы», виршеплетов, борзописцев и графоманов, появились в России практически с того времени, как этот популярный впоследствии жанр завоевал прочное место на страницах журналов, альманахов, индивидуальных поэтических сборников. Русская эпиграмма эволюционировала, эволюционировала и литературная эпиграмма: от абстрактных образов, героями которых становились безликие Дамоны и Глупоны, – к конкретным, превращаясь нередко в общественно-политическую инвективу. У истоков такого рода эпиграмм стоял Пушкин и поэты пушкинского круга. И все же путь к эпиграмме конкретно заостренной, личностной, где объект критики, насмешки назывался по имени или едва завуалировался (Булгарин – Фиглярин или Флюгарин, Шаховской – Шутовской, Каченовский – Кочерговский), нельзя проследить и даже обозначить, забывая о существовании эпиграмм, посвященных литературной тематике предшествующей эпохи. В издании «Русская эпиграмма второй половины XVII – начала XX в.», вышедшем в 1975 году в серии «Библиотека поэта», приведены некоторые из них.
Тем не менее огромное количество литературных эпиграмм рассеяно по страницам десятков и десятков журналов и альманахов, ставших уже давно библиографической редкостью.
Безликая посредственность всегда имела и имеет одни и те же «достоинства» – претенциозность, самоуверенность, безапелляционность и, конечно, самомнение. Вот почему во многих эпиграммах, предлагаемых вниманию читателя, и сегодня ощущается едкость «аттической соли» и цепкость «окогченной летуньи», как назвал эпиграмму Е. Баратынский.
Я мненья одного держусь, приятель, с вами,
Который всех пиит считает дураками:
Но как не можешь ты стихами сам писать,
То нельзя всех глупцов пиитами назвать.
(«Новые ежемесячные сочинения», 1786)
Тот пишет прозою; в другом пиита жар;
Успеха ищет всяк, прияв особый дар.
Но свойственно умам, отличностию славным,
И в прозе, и в стихах писать с успехом равным.
Здесь редкий сей пример нам Тимон подает:
Он в прозе и в стихах с успехом равным врет.
(Там же, 1787.)
Хоть много и труда, Ветрана не скучает:
Историю зверей рогатых сочиняет.
И что ж? Начальником поставила кого?
Супруга своего.
(В. Калайдович – «Весенний цветок на 1807».)
В комедии своей Глупон
Всех дураками выставляет,
А сам же забывает он,
Что первую там роль играет.
(В. Калайдович – там же.)
Сильнейшим из врагов Карпилы будет – время:
Оно отмстит ему и всем таким писцам
За скуку смертную, за тягостное бремя,
Которое теперь он причиняет нам.
(К. Бланк – «Аглая», 1808.)
ЛЮБОВЬ В СТИХАХ
Кто нежну страсть свою в стихах
Лишь изъявляет,
Похож на колокол, что в церковь призывает,
А сам в ней не бывает.
(М. Б. – «Улей», 1811.)
Один приятель мне сказал,
Что прозы никогда Дамон не сочинял.
Не правда. Кто стихи Дамоновы прочтет,
Тот согласится сам, что мой приятель лжет.
(С. Даргомыжский – «В удовольствие и пользу», 1811.)
«Я видел вас вчера в трагедии моей.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.