№6, 2017/Полемика

Пришвин о революции, или Ленин глазами Достоевского

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ и администрации Липецкой области в рамках исследовательского проекта № 16-14-48002а/Ц «Ф. М. Достоевский и М. М. Пришвин: линии духовной преемственности».

По логике Раскольникова

В художественных произведениях, в публицистике и Дневнике революционных лет у Михаила Пришвина постоянно возникают переклички с Ф. Достоевским. У него Пришвин ищет ключ к пониманию катастрофических событий и часто находит его.

Революцию февраля 1917 года Пришвин встретил с оптимизмом, видя в ней начало новой истории — эпохи освобождения страны от изжившей себя монархии. Он, как и многие интеллигенты, ждал от революции если не преображения, то обновления общественной жизни.

Подобный романтизм, хотя и с иронической интонацией, звучит в газетной статье «Египетские ночи» («Воля народа», 1917, 5 октября), в которой писатель призывает жителей Северной столицы не пугаться, если Клеопатра «вдруг на одну Египетскую ночь» изберет в любовники большевика. Даже в канун вооруженного восстания ему не верится в успех внедрения идеи классовой борьбы в русское общество, отсюда и мнение: «Ленин — один из чисто умственных людей <…> Если и состоится его короткий брак с Клеопатрой, то, конечно, ничего не родится» [Пришвин. Египетские... 95].

Примечательно, что в качестве эпиграфа «Египетских ночей» Пришвин берет слова Ленина «Погибнуть или на всех парах устремиться вперед» из статьи «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» (10-14 сентября 1917 года), в которой вождь большевиков пишет, что в условиях надвигающегося голода и развала власти спасти Россию может только революция, для победы которой пролетариат должен с «беспощадностью смести все старое <…> Погибнуть или на всех парах устремиться вперед. Так поставлен вопрос историей» [Ленин: XXXIV, 195, 198]. Ленинский призыв «на всех парах» устремиться к вооруженному восстанию, невзирая ни на какие жертвы1, сразу же вызывает аналогию с высказыванием Петра Верховенского, главного «беса» из романа Достоевского, который готов пойти на любое безумие, лишь бы ускорить ход революции: «Что вам веселее: черепаший ли ход в болоте или на всех парах через болото?» Более того, призыв вождя большевиков устроить беспощадную «революционную расправу с отжившим феодализмом» [Ленин: XXXIV, 195], по сути, напрямую ставит его на те же позиции террора, что и фанатиков политической бесовщины, изображенных Достоевским.

Для понимания взглядов Пришвина, идейно и мировоззренчески сближающих его с Достоевским, наиболее важна этическая позиция писателя именно в революционный период, ибо наиболее достоверным выступает лишь знание, возникающее на основе ясности нравственного мира личности в самые критические моменты ее бытия. Лучшим свидетельством этой стороны мировоззрения Пришвина являются его публикации в крайне правой эсеровской газете «Воля народа», где все самое противоестественное, низменное и мрачное для молодой русской демократии он связывает с большевиками, пытающимися внедрить в сознание народа гибельные для него идеи классовой борьбы и социального насилия.

Показательно уже само название очерка о Ленине — «Убивец!» («Воля народа», 1917, 31 октября), где Пришвин, называя вождя большевиков «убийца» и «вор», предрекает для него суровое наказание. Ссылку на это наказание позже мы встретим в эпизоде повести «Мирская чаша» (1922), где угрюмый и вечно недовольный сторож колонии по прозвищу Ленин выглядит для сельских обывателей как «действительно Ленин, только уж как бы на том свете наказанный и все-таки нераскаянный».

Не менее важна в очерке и прямая отсылка к Достоевскому, где Пришвин отмечает, что, пытаясь оправдать свои преступления, «большевики обыкновенно говорят: «А вы разве не той же силой действовали, когда свергали царя?» Логика Раскольникова» [Пришвин. Убивец… 107].

Как известно, главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников, одержимый идеей о вседозволенности Наполеонов и прочих «великих людей», совершенно выбрасывает из головы тот основополагающий факт, что совместное бытие людей возможно только на основе морали, которая «выходит из религии, ибо религия есть только формула нравственности» [Достоевский: XXIV, 168]. И вот многие годы спустя, заключает Пришвин, партия большевиков во главе с Лениным решает воплотить «логику Раскольникова» в жизнь, чтобы построить общество без религии и без морали.

Развивая мысль Достоевского, что любое преступление противно нравственной природе человека, Пришвин пишет, что в дни революции на многих лицах тех, кто примкнул к партии Ленина, явственно проступала тень некоего смущения:

…будто венчик преступности окружал их лица, будто каждый из этих людей смущенно созерцал видение Раскольникова, этого таинственного мещанина, который каждому из них говорил:

— Убивец! [Пришвин. Убивец... 106]

Так зоркий глаз художника отмечает возникшую в сознании общества ситуацию нравственного замешательства, когда подстрекаемый большевиками-агитаторами простой русский люд против собственной воли вдруг оказался вовлечен в беззаконное и богопротивное дело грабежей и насилия над своими ближними.

Революцию большевиков Пришвин воспринимает не только как очередную русскую смуту, но и в духе пророчеств Достоевского о нашествии «бесов», трактуя приход партии Ленина к власти как воцарение князя тьмы Аваддона. Именно этот библейский образ он использует в статье, которая вышла в один из самых памятных для всего ХХ века дней — 7 ноября 1917 года (по старому стилю), для отсчета того времени, как воцарилась нечистая сила: «Большевики поцеловали — и вот уже двенадцатый день на троне сидит Аваддон» [Пришвин. Поцелуйте... 111]. Даже само название статьи «Поцелуйте боженьку под хвостик!» выступает свидетельством нравственной оценки революции, в которой писатель обнаруживает подмену гораздо более значимую, чем смену даты государственного переворота с 25 октября на 7 ноября 1917 года.

Дьявольскую подмену смысла революционных упований народа Пришвин раскрывает, используя анекдот о верующей старушке, молящейся с внучкой перед иконой, где, помимо прочего, присутствует также и черт.

Старушке-то хорошо, она высокая, ей можно поцеловать Божию Матушку, а маленькой девочке не достать, перед ее губами только черное существо с рогами и хвостом. Старушке древней девочку не поднять, и вот как она выходит из затруднения:

— Ничего, деточка, ничего, поцелуй Боженьку под хвостик [Пришвин. Поцелуйте... 110].

Вот так и партия Ленина, захватив престол государственной власти, оказалась не в силах возвыситься до понимания народных святынь веры: «Они, большевики-то, и тянутся приложиться к ручке Божьей Maтушки, но где им достать, маленьким большевикам, великой, уму непонятной святыни», поэтому революционеры, подменяя добро злом, преклоняются пред своим мохнатым «боженькой», заменяя тем самым Христа на «черное существо с рогами и хвостом». Так, по воле Провидения назвав приход большевизма к власти «поцелуем Боженьки под хвостик», писатель поставил символическую печать и на день 7 ноября 1917 года, и на знаменующее его событие.

Наблюдая многочисленные факты исторического нигилизма, аморализма и социального насилия новой власти, Пришвин делает вывод, что в России установилось еще более худшее самодержавие:

У нас налицо прежняя абсолютная власть, с той только разницей, что высшего носителя ее (т. е. Ленина. — А. П.) по всей Руси презирают и ненавидят гораздо больше, чем царя, у нас есть опять оторванная от народного понимания и поддержки демократическая интеллигенция, и тюрьма, и участки, и взятки, все прежнее во всех мельчайших подробностях и в новой ужасающей видимости [Пришвин. Поцелуйте... 111].

Рассказывая о повсеместно ширящемся беззаконии, Пришвин отмечает в Дневнике, что признаки правового хаоса возникли сразу же после Февральской революции, когда в провинции появилось множество разного рода нигилистов и озлобленных бунтовщиков, начавших свергать местное начальство. Дошло до того, что в одном из уездных городков «власть в местном комитете захватили один студент и барышня, председатель земской управы бежал» [Пришвин 1991: 272]. Нарастание хаоса продолжалось все лето, и в сентябре 1917 года писатель констатирует близость окончательного распада государства: «Власть оголяется <…> За властью теперь просто охотятся и берут ее голыми руками» [Пришвин 1991: 364]. По мнению Пришвина, в ходе революции победила не столько заимствованная из Европы идея социализма, сколько анархия «бессмысленного и беспощадного» русского бунта, а Ленин и его партия лишь ухитрились оседлать стихию народного гнева, «голыми руками» сумев взять павшую государственную власть. Так большевизм в полной мере реализовал мысль Раскольникова: «Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут одно только, одно: стоит только посметь!»

Уже в первые месяцы после Октябрьского переворота, видя разгул беззакония и насилия новой власти, Пришвин приходит к выводу о сходстве революционного красносотенства с контрреволюционным черносотенством:

В большевизме теперь все черносотенство, подонки революции, подонки царизма смешались в одну кучу говна с воткнутым в него флагом интернационала. Большевизм — это отхожее место самодержавия и революции. Борьба с царизмом начинается подвижниками и кончается преступниками, той шайкой, которая назвалась Исполнительным Комитетом с. р. и с. д. [Пришвин. Молитва… 128].

Художественно-образное суждение писателя о тождестве черносотенства с большевизмом вполне совпадает с научно-логическим заключением философа И. Ильина, видящего сходство обоих течений в том, что свои частные интересы они ставят выше сверхклассовых и всенародных интересов отечества. «Если корыстная политика справа есть черносотенство, то корыстная политика слева есть большевизм, — пишет Ильин, — эти явления политически однородные, ядовитые и разрушительные». Но их главный вред состоит в искажении задач государства: «Государство и государственная власть суть учреждения не классовые, а всенародные; их задача в созидании общего блага, а не личного, не частного и не классового» [Ильин: 178].

Мрачные приметы послеоктябрьского времени требовали от Пришвина осмысления прежде всего таких событий, как разгон Временного правительства, закрытие оппозиционных газет и преследование свободы слова, за которыми вставала реальная угроза перерождения революции в террор и диктатуру. Не случайно в одной из статей он пишет, что после большевистского переворота многие люди с удивлением стали говорить о русских: «Какой это смиренный народ: как он беззаветно подчинился сидящему на троне князю тьмы Аваддону, и во имя какой-то Аваддоновой правды разрушает свое же добро» [Пришвин. Молитва... 128]. Однако догадка о том, кто же этот творец новой истории, очень скоро появилась в сознании людей, о чем говорят строки из письма в редакцию голодных петроградских женщин, которые Пришвин приводит в статье «Сила вещей» (1 декабря 1917 года):

«- Ленин, опомнись!

— Что ты делаешь?

— Ты ведь Иуда!

— Ах, ты!

— Кровожадный! Проклятие тебе от бедных женщин. Наше проклятие сильно».

И все письмо, а потом следуют тридцать три подписи и под самый конец крестики за неграмотных [Пришвин. Сила... 131].

Такие публичные слова в адрес вождя большевиков в условиях начинавшегося «красного террора», несомненно, свидетельствовали о гражданском мужестве писателя, и лишь по счастливой случайности он не попал тогда под каток репрессий. Позже он запишет в Дневнике, что вопрос о его контрреволюционности все-таки всплыл летом 1922 года: «Какой-то Устинов в «Известиях» накатал статью, что беленький Пришвин получает паек, а пролетарских поэтов исключают <…> Написать про писателя в газете «белый» — значит донести на него, поставить под надзор и даже ссылку» [Пришвин 1995: 266]. По счастью, этот публичный донос не имел последствий, хотя именно в эти месяцы арестов оппозиционной интеллигенции ситуация для Пришвина была чревата тем, что он вполне мог оказаться среди пассажиров «философского парохода»2, тем более что Троцкий уже дал оценку его повести «Мирская чаша» как контрреволюционной и враждебной для советской власти.

Беспощадная война против огромного большинства

Оппозиционные очерки Пришвина печатались в самый разгар революционных событий в правоэсеровской газете, об отношении большевизма к которой можно судить по его записи в Дневнике 30 октября 1917 года: «В редакции сегодня сказали, что одну женщину убили за то, что она продавала «Волю Народа», что газету отобрали и жгли на Невском» [Пришвин 1991: 381]. Более того, Пришвин был арестован вместе с редакцией газеты и на две недели (со 2 по 17 января 1918 года) очутился в тюрьме. «Мы — заложники, — гласит его запись в Дневнике. — Если убьют Ленина, то сейчас же и нас перебьют» [Пришвин 1994: 20].

О том, что практика «заложников» была обычной для большевиков, свидетельствуют указания Ленина — вождя партии и главы советского правительства, который давал прямые распоряжения как по линии правительства — народным комиссарам и их структурам на местах: «Я предлагаю «заложников» не взять, а назначить поименно по волостям. Цель назначения: именно богачи, как они отвечают за контрибуцию, отвечают жизнью <…> Инструкция такая (назначать «заложников») дается: а) комитетам бедноты, б) всем продотрядам» [Ленин: L, 144-145], так и через ЦК РКП(б) партийным организациям: меньшевики «любят возмущаться «варварским», по их мнению, приемом брать заложников. Пусть себе возмущаются <…> употребление этого средства необходимо, во всех смыслах, расширять и учащать» [Ленин: XXXIX, 62].

Так по иронии судьбы Пришвин, уже побывавший в 1897 году в царской тюрьме за революционную пропаганду, попал под арест именно той власти, прихода которой он добивался в юности. Надежды же арестантов на Учредительное собрание, которое ограничило бы произвол большевиков, оказались тщетными, о чем свидетельствует сам писатель, приведя в Дневнике 7 января 1918 года знаменитые слова какого-то простого матроса-большевика, по воле партии Ленина разогнавшего высшую законодательную власть России: «Историческая фраза: «Караул устал!» — как осуждение говорящей интеллигенции» [Пришвин 1994: 12].

Анализ хода революционных событий приводит Пришвина к выводу, что основная масса людей вовлечена в борьбу с монархией путем обмана, основанного на уравнительных идеях большевизма, внушавшего народу, что его единственное спасение — отнять у владельцев их собственность. «Преступление Ленина состоит в том, что он подкупил народ простой русский, соблазнил его» [Пришвин 1994: 137]. Этот подкуп и соблазн был в том, что большевизм породил у каждого мечту о достижении рая уже здесь, на этой земле, пообещав отдать крестьянам землю, а рабочих сделать владельцами заводов и фабрик. Именно об этой соблазнительной идее быстрого решения всех проблем как одной из непосредственных причин поддержки обывателем любого бунта в свое время писал Достоевский:

Без сомнения, из всего этого (то есть из нетерпения голодных людей, разжигаемых теориями будущего блаженства) произошел впоследствии социализм политический, сущность которого, несмотря на все возвещаемые цели, покамест состоит лишь в желании повсеместного грабежа всех собственников классами неимущими, а затем «будь что будет» [Достоевский: XXI, 130].

Но если у Достоевского в «Бесах» царская полиция все-таки сумела пресечь бунт и восстановить общественный порядок, арестовав заговорщиков, то после Октябрьского переворота, наоборот, почти все криминальные элементы были выпущены из тюрем на свободу, получив возможность приобщиться к разрушению общества и государства. Об этих сторонниках новой власти в родном селе рассказывает Пришвин:

Мы пересчитываем по пальцам всех наших примитивных людей, которые пойдут за Лениным <…> Во всей деревне мы насчитываем человек восемь, и все с уголовным прошлым, все преступники <…> Там очаровательно нежный разбойник Васька Морячок, вор-форточник Петька-брех и тяжелый лошадный вор Ржавый, и все бесчисленные русские ребята, молодчики-неудачники. Все они вышли теперь из подполья (курсив мой. — А. П.), у всех свое дело, и жалованье, и френч [Пришвин 1994: 90, 91].

Революция, как преступление [Пришвин 1994: 264].

Таким образом, пишет Пришвин, применяя характерное выражение Достоевского, партия Ленина состояла не только из идейных революционеров, к большевикам примкнули и многие из тех криминальных элементов общества, которые в обычное время сидят по тюрьмам или разыскиваются полицией.

Безусловно, одним из главных вопросов всякого переломного времени является вопрос, каким же образом в органах власти наряду с фанатиками революционной идеи появляются мошенники, проходимцы и уголовники. Ответ можно найти в Дневнике писателя. Как непосредственный очевидец революционных событий, происходящих в провинциальной черноземной глубинке, Пришвин удостоверяет, что проникновение во власть откровенно асоциальных и преступных элементов общества — это закономерный результат политической практики партии большевиков. «Эмигранты, дезертиры и уголовные — вот три социальные элемента революции»3 [Пришвин 1995: 9], — пишет он, рассказывая, как в мае 1917 года присутствовал при избрании вора-уголовника в сельский комитет, а после убедился, что для провинции это дело обычное, более того, как объяснили городские юристы в Ельце, «это даже законное явление в революцию, и что так было и во Франции: вор всегда интеллектуально выше рядового крестьянина» [Пришвин 1991: 290].

Действительно, все смутные времена характеризуются тем, что вдруг появляется множество мерзавцев, сеющих в обществе всеобщее раздражение, цинизм и злобу. При этом вожди смуты охотно пользуются услугами откровенных отбросов общества для устройства хаоса и дезорганизации власти. В «Бесах» Достоевского именно уголовников, каторжан и разного рода мошенников, для которых нет никаких моральных преград, полагал своими союзниками в деле свержения монархии Петр Верховенский, считавший, что во имя этой идеи можно пойти на любое преступление и на любые жертвы:

  1. В конце сентября 1917 года, когда большевики взяли курс на вооруженное восстание, Ленин писал, что теперь отступать нельзя: «Пролетариат не остановится ни перед какими жертвами для спасения революции» [Ленин: XXXIV, 238].[]
  2. Хотя высланные из России в 1922 году отечественные мыслители главную роль в своем изгнании отводили Л. Троцкому и Г. Зиновьеву, в действительности организация и руководство высылкой принадлежат Ленину, который в секретном письме Ф. Дзержинскому от 19 мая 1922 года поставил перед ГПУ конкретные репрессивные задачи против оппозиционной интеллигенции: «Т. Дзержинский! К вопросу о высылке за границу писателей и профессоров, помогающих контрреволюции <…> Обязать членов Политбюро уделять 2-3 часа в неделю на просмотр ряда изданий и книг <…> Надо поставить это дело так, чтобы этих «военных шпионов» изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу.

    Прошу показать это секретно, не размножая, членам Политбюро, с возвратом Вам и мне» [Ленин: LIV, 265].[]

  3. Аналогичную картину можно увидеть на примере так называемой «революции гидности» в современной Украине, с той лишь поправкой, что идейно-классовый экстремизм большевиков сменился национализмом бандеровцев.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2017

Литература

Декреты Советской власти. Т. 1. 25 октября 1917 г. — 16 марта 1918 г. М.: ГИПЛ, 1957.

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30 тт. Т. 21: Дневник писателя. 1873. Л.: Наука, 1980.

Достоевский Ф. М. Указ. изд. Т. 23: Дневник писателя. 1876. Май — октябрь. 1981.

Достоевский Ф. М. Указ. изд. Т. 24: Дневник писателя. 1876. Ноябрь — декабрь. 1982.

Ильин И. А. Черносотенство — проклятие и гибель России // Вопросы философии. 1994. № 9. С. 177-180.

Ленин В. И. Две тактики социал-демократии в демократической революции // Ленин В. И. Полн. собр. соч. в 55 т. Т. 11. М.: Политиздат, 1960. С. 1-131.

Ленин В. И. Об отношении рабочей партии к религии // Ленин В. И. Указ. изд. Т. 17. 1961. С. 415-426.

Ленин В. И. О врагах народа // Ленин В. И. Указ. изд. Т. 32. 1961. С. 306-307.

Ленин В. И. Грозящая катастрофа и как с ней бороться // Ленин В. И. Указ. изд. Т. 34. 1962. С. 151-199.

Ленин В. И. Задачи революции // Ленин В. И. Указ. изд. Т. 34. 1962. С. 229-238.

Ленин В. И. Товарищи-рабочие! Идем в последний, решительный бой! // Ленин В. И. Указ. изд. Т. 37. 1963. С. 38-42.

Ленин В. И. Все на борьбу с Деникиным! (Письмо ЦК РКП(б) к организациям партии) // Ленин В. И. Указ. изд. Т. 39. 1981. С. 44-63.

Ленин В. И. VII Всероссийский съезд Советов 5-9 декабря 1919 г. // Ленин В. И. Указ. изд. Т. 39. 1981. С. 385-436.

Ленин В. И. Письмо Л. Б. Каменеву // Ленин В. И. Указ. изд. Т. 44. 1982. С. 427-430.

Ленин В. И. Письмо Г. Е. Зиновьеву // Ленин В. И. Указ. изд. Т. 50. 1965. С. 106.

Ленин В. И. Письмо А. Д. Цюрупе // Ленин В. И. Указ. изд. Т. 50. 1965. С. 144-145.

Ленин В. И. Письмо Ф. Э. Дзержинскому // Ленин В. И. Указ. изд. Т. 54. 1965. С. 265-266.

Ленин В. И. Тов. Молотову для членов Политбюро. 19 марта 1922 г. // Наш современник. 1990. № 4. С. 167-169.

Маркс К. Буржуазия и контрреволюция // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50 тт. Т. 6. М.: ГИПЛ, 1957. С. 109-134.

Пришвин М. Леса к «Осударевой дороге» 1931-1952. Из дневников // Наше наследие. 1990. № 2. С. 58-83.

Пришвин М. М. Дневники. 1914-1917. М.: Московский рабочий, 1991.

Пришвин М. М. Дневники. 1918-1919. М.: Московский рабочий, 1994.

Пришвин М. М. Дневники. 1920-1922. М.: Московский рабочий, 1995.

Пришвин М. М. Дневники. 1923-1925. М.: Русская книга, 1999.

Пришвин М. М. Дневники. 1926-1927. М.: Русская книга, 2003.

Пришвин М. М. Дневники. 1928-1929. М.: Русская книга, 2004.

Пришвин М. М. Египетские ночи (Воля народа. 1917. № 136. 5 октября) // Пришвин М. М. Цвет и крест. СПб.: Росток, 2004. С. 93-95.

Пришвин М. М. Убивец! Из дневника (Воля народа. 1917. № 159. 31 октября) // Пришвин М. М. Цвет и крест. С. 106-108.

Пришвин М. М. Поцелуйте боженьку под хвостик! Из дневника (Воля народа. 1917. № 165. 7 ноября) // Пришвин М. М. Цвет и крест. С. 109-111.

Пришвин М. М. Молитва пастуха (Воля вольная. 1917. № 1. 26 ноября) // Пришвин М. М. Цвет и крест. С. 127-128.

Пришвин М. М. Сила вещей. Из дневника (Воля народа. 1917. № 182. 1 декабря) // Пришвин М. М. Цвет и крест. С. 130-131.

Пришвин М. М. Дневники. 1930-1931. СПб.: Росток, 2006.

Пришвин М. М. Дневники. 1936-1937. СПб.: Росток, 2010a.

Пришвин М. М. Дневники. 1938-1939. СПб.: Росток, 2010b.

Пришвин М. М. Дневники. 1940-1941. М.: РОССПЭН, 2012.

Пришвин М. М. Дневники. 1944-1945. М.: Новый Хронограф, 2013а.

Пришвин М. М. Дневники. 1946-1947. М.: Новый Хронограф, 2013b.

Пришвин М. М. Дневники. 1950-1951. СПб.: Росток, 2016.

Троцкий Л. Д. Литература и революция. Печатается по изд. 1923 г. М.: Политиздат, 1991.

Цитировать

Подоксенов, А.М. Пришвин о революции, или Ленин глазами Достоевского / А.М. Подоксенов // Вопросы литературы. - 2017 - №6. - C. 59-98
Копировать