№6, 2017/Книжный разворот

В. А. Гавриков. Циклизация и контекстность в поэзии Владимира Высоцкого

В. А. Г а в р и к о в. Циклизация и контекстность в поэзии Владимира Высоцкого. Брянск: Брянский центр научно-технической информации, 2016. 108 с.

Высоцкого называют бардом, но изучают почти исключительно как поэта, по печатным изданиям. Один из самых молодых российских докторов филологических наук, не вдаваясь в сферы искусствоведения, все-таки предпринял попытку «через призму Высоцкого-поэта увидеть и Высоцкого-исполнителя» (с. 4). Задуманы две книжки. В вышедшей первой рассматривается своеобразие циклизации у Высоцкого. Каждый его концерт — «это специфически концептуализированное единство, где есть микроциклы и особенная драматургия, которая зависит, в том числе, и от реакции зала — непосредственной рецепции» (с. 5). С этим связаны проблемы вариативности звучащих текстов и канонического варианта. Во второй книжке автор обещает рассмотреть вопросы, относящиеся к собственно звуковой сущности песен Высоцкого: неустойчивости пунктуации, омофонии, аллитерациям и ассонансам, к речевым приемам, актуализирующим ролевого героя, к строфике, ритмо- и рифмообразованию в песенном творчестве, — и все это в свете проблем текстологии.

В песенной поэзии последних десятилетий литературовед по разным критериям, продиктованным, впрочем, самим материалом, выделяет, оговаривая спорность своей классификации, «три магистральных течения: авторская песня (50-70-е годы XX века), рок-поэзия (70-80-е годы XX века), «песенный постмодерн» (90-е XX века — 10-е XXI века)» (с. 7).

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2017

Цитировать

Кормилов, С.И. В. А. Гавриков. Циклизация и контекстность в поэзии Владимира Высоцкого / С.И. Кормилов // Вопросы литературы. - 2017 - №6. - C. 386-387
Копировать