№3, 1990/Заметки. Реплики. Отклики

«Придет мое время, не может не прийти»

15 октября 1929 года Томас Манн, узнавший о «слухах»возможного присуждения Нобелевской премии своему соотечественнику Арно Хольцу, пишет Герхарту Гауптману: «Я счел бы такое награждение абсурдным и скандальным, я убежден, что вся Европа в недоумении схватилась бы за голову» 1.

13 ноября, на следующий день после присуждения автору «Будденброков»Нобелевской премии, новый лауреат в одном из газетных интервью как бы между прочим заметил: «А был ли выбор правильным? В Германии есть много изысканных поэтов, не менее достойных этой награды… Не следовало ли присудить премию Арно Хольцу?» 2

Хольца к тому времени уже не было в живых.

В подобных случаях принято говорить: история все поставила на свои места. Однако место немецкого поэта Арно Хольца в истории немецкой литературы до сих пор не нашло однозначного определения.

Своеобразным зеркалом, отражающим состояние дел в той или иной области знания, являются энциклопедии, призванные аккумулировать достижения науки.Согласно Аннотированному указателю «Литературного энциклопедического словаря»(М., 1987), конец творческой деятельности Хольца приходится на 1892 год. Указатель дает две ссылки: на с. 238 (статья «Натурализм»), из которой явствует, что творчество художника было воплощением немецкого натурализма, и на с. 242 (статья «Немецкая литература»), где имя Хольца в связи с натурализмом уже не фигурирует, а указывается, что «к началу XX века у Хольца возникает импрессионистическая реакция на натурализм».

«Краткая литературная энциклопедия»(т. 8, М., 1975, с. 309) дает более подробную информацию о поэте. Авторы статьи о Хольце прослеживают его творческую биографию до 1899 года и отмечают сближение художника с поэтикой экспрессионизма. Впрочем, в данном случае правомернее было бы говорить о предвосхищении последнего, поскольку новое литературное направление, как известно, начинает развиваться в Германии несколько позже.

Недостаточность и в некоторой степени противоречивость содержащихся в энциклопедических изданиях сведений не случайна.

Творческая деятельность Хольца падает на рубеж двух веков – время, отмеченное сложностью и мозаичностью литературного процесса. В произведениях художника, а также в его теоретико-литературных работах отразились сложные переплетения и взаимодействия идейных, научных, эстетических воззрений эпохи. В творческом наследии Хольца, как в фокусе, сошлись стилевые черты многих литературных течений тех лет, что дало повод критикам и литературоведам еще при жизни поэта провозгласить его одновременно вождем натуралистического движения, создателем импрессионизма, провозвестником экспрессионизма и дадаизма, отмечать в его произведениях черты неоромантизма и имажизма, связывать его имя с литературой «потока сознания», в широком плане включать его творчество в русло модернизма XX века.

Однако в монографиях по истории немецкой литературы Хольц традиционно рассматривается как один из основателей и главных представителей немецкого натурализма, и роль поэта в литературном процессе Германии, как правило, ограничивается периодом 1885 – 1892 годов; о дальнейшем же творчестве художника, главные произведения которого были созданы уже в XX веке, лишь упоминается с оговоркой, как, например, в статье В. Г.

  1. Th. Mann, Briefe. 1889 – 1936, Berlin, Weimar, 1965, S. 329.[]
  2. Цит. по: E.Hilscher, Gerhart Hauptmann, Berlin, 1979, S. 378.[]

Цитировать

Кудрявцева, Т. «Придет мое время, не может не прийти» / Т. Кудрявцева // Вопросы литературы. - 1990 - №3. - C. 237-242
Копировать