Преподавание литературы в школе
Это был разговор о литературе, вполне естественный в стенах Ленинградского Дома писателя имени В. Маяковского. И в то же время это был разговор необычный. Вместе с прозаиками, поэтами, литературоведами, критиками в большом зале писательского клуба собрались учителя ленинградских школ, преподаватели литературы. По инициативе секции критиков Ленинградского отделения Союза писателей РСФСР, редакции журнала «Вопросы литературы» и кафедры русской литературы Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова обсуждались некоторые проблемы преподавания литературы в школе.
Уже не первый год учителя средней школы и преподаватели гуманитарных высших учебных заведений, писатели и литературоведы, родители учащихся да и сами учащиеся испытывают неудовлетворение от укоренившейся в школах практики преподавания литературы. Многое в программах строится по устаревшим, не отвечающим современным требованиям канонам, нет достаточно четкого представления о принципах построения школьного курса, и отсюда нередко случайный выбор имен, недостаточно конкретно и в значительной степени произвольно определено место современной литературы в ныне действующей программе. Одним словом, вопросов, которые волнуют школьную общественность, много, и вполне понятно, что заботят они не только учителей, но и Министерство просвещения, Академию педагогических наук. В дни, когда ленинградские литературоведы, писатели, учителя собрались на дискуссию, шла уже работа над новой программой, а в ряде школ на экспериментальной основе создавались свои курсы, определялись принципы, которые тоже подлежали самому серьезному и внимательному обсуждению.
Это подчеркнул в своем вступительном слове Г. Макогоненко.
О чем же говорили в этот вечер в Доме писателя имени Маяковского, какие проблемы поднимались в выступлениях, вокруг чего главным образом велись споры?
Таких вопросов было много, но в центре оказались следующие: какие принципы должны быть положены в основу школьной программы по литературе – историко-хронологический, оправдавший себя в системе университетского образования и вообще в построении историко-литературных курсов, или принцип тематический, объединяющий произведения литературы по определенному кругу проблем; какие цели должно преследовать преподавание литературы в школе – дать учащимся необходимые, систематизированные знания, конкретные сведения или при помощи литературы воспитывать в них нравственные принципы и это ставить во главу угла; каковы возможности изучения в школе современной и текущей литературы; как влияет на работу филологических факультетов школьный уровень преподавания литературы и в каком направлении следует объединить усилия школы и высших учебных заведений.
– Может быть, самое сильное наше оружие в борьбе за формирование коммунистической нравственности – это слово, – сказала Н. Долинина, открывшая дискуссию. – Сила слова, сила искусства. Между тем мы недостаточно используем эту силу в практической работе с молодежью.
Отметив серьезные успехи школы в преподавании технических и естественных дисциплин, стремление приблизить уровень преподавания к уровню современного развития науки, Н. Долинина, анализируя существующую практику построения школьных программ по литературе, считает основной целью предмета воспитание в школьнике читателя, развитие самостоятельного мышления, формирование интереса к литературе как к учебнику жизни, а не как к учебному предмету.
– Цели преподавания литературы выходят далеко за рамки образовательные, они становятся нравственными и даже политическими.
О единстве эстетического и познавательного значения литературного образования в школе говорил В. Путинцев. Он подчеркнул, что этим вопросам на протяжении последних лет журнал «Вопросы литературы» уделяет пристальное внимание. Многие свои статьи он адресует армии учителей-словесников, стремясь помочь им в решении важнейших практических, и теоретических проблем, волнующих школьных преподавателей литературы.
Если попытаться определить наиболее существенные моменты состоявшейся дискуссии, то прежде всего необходимо выделить выступления ряда известных в Ленинграде школьных преподавателей литературы и некоторых ученых-филологов. И вполне закономерно, что главной точкой спора, сближения и расхождения мнений стали не только существующие в школах ныне положения и не только намечаемые проекты программ, но и те экспериментальные опыты, какие осуществляют в своих классах отдельные преподаватели литературы. В частности, разговор шел об экспериментальной программе, предлагаемой рядом новосибирских учителей.
Один из авторов программы новосибирцев, принявший участие в обсуждении, И.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.