Данте и славяне
«Данте и славяне», «Наука», М. 1965, 271 стр.
Творчество Данте, отразившее одну из ярчайших эпох в истории человечества, затронуло столько вопросов, что к произведениям великого флорентийца обращались и будут обращаться многие поколения. В рецензируемом сборнике рассмотрены различные формы восприятия и отражения дантовской поэзии в искусстве и литературах славянского мира.
Сборник открывается статьей И. Бэлзы, намечающей круг тех вопросов, которым посвящены последующие работы. Автор высказывает ряд мыслей по общим и частным вопросам дантоведения, исследует тему «Данте и славяне» в широкой историко-литературной перспективе. Речь идет о роли Данте в интеллектуально-художественной жизни славян.
Затрагивая ряд острых проблем; И. Бэлза характеризует наиболее важные, концептуальные работы об авторе бессмертной «Комедии». Его оценки почти всегда точны и убедительны. Лишь в двух случаях хочется возразить ему. Нам кажется, что И. Бэлза не совсем справедлив к известному итальянскому историку литературы де Санктису. Вопрос об оценке де Санктисом творчества Данте гораздо сложнее, чем это представлено в статье. Нескольким цитатам, приведенным автором, можно противопоставить другие, свидетельствующие о глубоком понимании «Божественной комедии». Заметим в скобках, что в. статье К. Моравского, помещенной в том же сборнике, дана всесторонняя, хотя и сжатая характеристика работ де Санктиса.
В конце статьи, в подстрочном примечании, И. Бэлза касается работы молодого советского историка Л. Баткина «Данте и его время». По его мнению, Л. Баткин «дает явно искаженный образ великого флорентийца». Но для столь резкого вывода необходимы были серьезные основания, анализ главных положений упоминаемой работы. Без этого слова И. Бэлзы звучат неубедительно.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.