№4, 1982/Обзоры и рецензии

Преобразующая сила искусства

А. Караганов, Не только отражает, но и творит, М., «Советский писатель», 1981, 304 с.

Идейность и красота – преобразующая сила социалистического искусства, – эта мысль пронизывает книгу А. Караганова «Не только отражает, но и творит». Книга написана страстно, в открыто публицистической манере. Но в то же время она содержит важные теоретические суждения, которые преподнесены читателю не в умозрительной форме, а подтверждаются богатейшим фактическим материалом. Каждый, кто прочитает книгу А. Караганова, может убедиться, что она написана эрудитом, великолепно знающим по крайней мере три вида искусств – литературу, театр и кино. Автор, обращаясь к истории культуры, анализируя произведения, свободно оперирует многочисленными фактами, цитирует высказывания гениальных художников. Он выступает как специалист, который знает, какие сложные процессы происходят в современном искусстве и какая острая идеологическая борьба захватывает в свою орбиту его деятелей.

Теоретический аспект исследования в книге А. Караганова органически слит с практикой искусства. Поэтому суждения автора приобретают убедительность, противостоят различного рода спекулятивным теориям, имеющим чисто отвлеченный характер (такими спекулятивными, часто крикливыми «теориями» переполнены статьи некоторых критиков, берущихся судить обо всем и вся с легкостью, достойной Хлестакова). Книга А. Караганова противостоит и упрощенческому, схоластическому подходу к сложным проблемам марксистско-ленинской эстетики. И здесь автор книги выступает как творческая личность. Он глубоко знает теорию, труды наших классиков, политику партии, Но ему, по самой сути своего подхода к новым явлениям в искусстве и нашей эстетике, чуждо доктринерство, подгонка к теоретическим постулатам живых фактов истории литературы, театра, кино. Книга А. Караганова по типу своему – это размышления историка искусств о самых насущных вопросах теории и практики современного художественного творчества – о создании образа нашего современника, о понимании художником диалектики противоречий жизни, об утверждающем пафосе социалистического искусства. Она отличается внутренней цельностью и последовательностью – в пределах тех проблем, которые освещает автор.

Проблемы эти очень актуальны. Но есть одна, сквозная в книге, – возрастание действенной силы искусства социалистического реализма, его воспитательной роли на современном этапе. Проблемы, с ней связанные, – стержневые, Они решаются автором и в теоретическом плане, и в практическом, с учетом высоких требований, которые предъявляет наша партия к литературе и искусству.

Подчеркнем в первую очередь важность эстетического плана. А. Караганов показывает, что роль субъективного фактора в искусстве и литературе XX века возрастает. Поэтому сам вопрос об особенностях искусства социалистического реализма должен решаться по-новому. Нельзя сводить задачи искусства к простому копированию действительности, к иллюстрации готовых решений. Художник – это первооткрыватель, пионер. Такими были М. Горький, В. Маяковский, С. Эйзенштейн, Вс. Пудовкин, братья Васильевы, К. Симонов, А. Твардовский.

А. Караганов показывает, что сама ленинская теория отражения, лежащая в основе законов художественного освоения действительности, требует не пассивного, а активного воздействия на нарождающиеся явления жизни. Сознание, по Ленину, не только отражает, но и творит. А творческое освоение действительности Особенно присуще искусству социалистического реализма, призванному помочь народу не только в познании окружающего мира, но и в переделке его в свете идеалов коммунизма (а также в переделке натуры самого человека).

А. Караганов на фактах показывает, как важно, решая вопрос о возрастающей роли субъективного начала в искусстве XX века, не впадать в крайности, учитывать диалектику взаимоотношений субъективного и объективного в творчестве художника. Сам автор дает очень точную формулу: «Объективное в искусстве окрашено, если можно так выразиться, в цвета души художника; субъективное наполнено объективностью» (стр. 38 – 39). И вообще следует сказать, что суждения автора в книге при решении сложных вопросов нашей эстетики отличаются диалектичностью.

Главное достоинство книги А. Караганова заключается в том, что автору удалось показать, как субъективное в искусстве социалистического реализма становится формой отражения объективной правды. От чего зависит возрастание действенности искусства социалистического реализма и его воспитательной силы? Кратко говоря – от трех факторов. Во-первых, от изображения действительности во всей сложности ее конфликтов, противоречий, борьбы нового со старым. Во-вторых, от масштаба таланта художника, от высоты его мировоззрения, от его способности заметить характерное в жизни, показать его в диалектическом развитии (или – победы нового, или – распада, умирания старого). В-третьих, от учета художником внутренних законов художественного творчества, от высоты мастерства писателя, способного открыть новое в жизни и создать яркие, запоминающиеся, оригинальные образы. Собственно говоря, решение этих трех вопросов определяет структуру работы А. Караганова (первая глава – «Субъективный образ объективного мира», вторая – «Личность художника», третья – «Движение искусства»).

Да, автор последовательно отстаивает тезис о возрастающей роли субъективного начала в искусстве социалистического реализма. Но объективное для него – критерий ценности субъективного. С помощью экскурсов в историю искусства автор показывает, что объективное в искусстве определяет особенности субъективного, вплоть до особенностей стиля произведения. А. Караганов – враг субъективистского произвола. Он показывает, к каким пагубным последствиям приводили искусство различные формы субъективизма, будь то увлечение кунст-штюками (беспредметным формализмом), левацкими теориями анархического ниспровержения искусства прошлого (Пролеткульт, вульгарный социологизм, маоизм, гошизм и т. п.). К разряду субъективистского произвола автор относит произведения западного коммерческого кино, в которых или эстетизируется роскошная бездумная жизнь, или же проповедуется анархизм, воспевается насилие, жестокость. А. Караганов проводит резкую грань между буржуазным западным искусством и искусством социалистического реализма. Основой основ в решении вопроса о возрастающей роли субъективного начала в современном искусстве в книге А. Караганова становится проблема нового типа художника.

И здесь (я должен сказать об этом особо) автору на ярких примерах удалось показать, как формировался новый тип художника в советской литературе и искусстве. А. Караганов не обходит трудностей. История не нуждается в том, чтобы ее улучшать. Важно видеть сам процесс вызревания нового типа художника. Такой подход приносит свои плоды. А. Караганову удалось на примере М. Горького показать, каким сложным был процесс формирования основоположника социалистического реализма. Касаясь проблемы влияния Ленина на Горького, автор подчеркивает, что Ленин, критикуя ошибки писателя, внимательно учитывал сильные стороны Горького-художника. А, Караганов не боится сказать о недостатках В. Мейерхольда, даже С. Эйзенштейна, А. Довженко, но говорит об этом очень тактично, бережно, вскрывая в первую очередь то новое, что внесли эти художники в развитие искусства социалистического реализма.

Говоря об искусстве 20-х годов, А. Караганов уделяет внимание так называемым «переходным формам». На примере М. Булгакова он показывает, как влияние социалистической действительности оказалось решающим в становлении сильных сторон писателя, его эволюции в сторону социализма и привело к созданию оригинальных произведений.

Вся третья глава в книге А. Караганова – «Движение искусства» – пронизана мыслью о широких возможностях социалистического реализма в освоении новых явлений жизни, в создании значительных произведений. И здесь подход автора остается диалектичным, Он говорит о недостатках в советской литературе и искусстве, о том, какой вред принесла советскому искусству теория бесконфликтности, поверхностные суждения об идеальном герое, уход в мелкотемье и бытовщину. Он выступает против мещанского вкуса (в этом ряду он называет фильмы «Певица» и «Женщина, которая поет», – стр. 214 – 215). А. Караганов проявляет принципиальность, он воюет своей книгой за развитие искусства больших идей, масштабных обобщений, выразительных образов. Меткие суждения автор высказывает о задачах критики и самокритики, цитирует в этом плане важнейшие решения нашей партии.

Книга А. Караганова написана ярко, темпераментно. Она во многом является исповедью самого автора по самым важным вопросам, которые волнуют многих – и работников искусства, и читателей. В книге А. Караганова имеются и спорные положения. Автор сам охотно вступает в дискуссии, они носят строго научный характер. Думается мне, что, наполненная большими раздумьями о новаторстве нашего искусства, книга А. Караганова сослужит большую службу в развитии творческой мысли, явится Опорой в осмыслении новых явлений в современном искусстве.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 1982

Цитировать

Новиков, В. Преобразующая сила искусства / В. Новиков // Вопросы литературы. - 1982 - №4. - C. 188-191
Копировать