№4, 1973/Панорама

Представляем зарубежные литературные журналы: Ж. Хородинкэ. «Лучафэрул» (Румыния); В. Большаков. «Нувель ревю франсэз» (Франция)

«ЛУЧАФЭРУЛ»(Бухарест, Румыния)

Литературный еженедельник «Лучафэрул», орган Союза писателей Румынии, публикует по преимуществу произведения молодых писателей и стремится помочь новым талантам утвердиться в литературе. Такая задача требует от журнала особых качеств – дара предвидения, способности угадывать за незрелой порой рукописью перспективного автора, умения воспитывать новые писательские кадры.

Дело это, разумеется, непростое. Стремясь направить развитие писателя в русло плодотворных исканий, можно ведь и ошибиться, не почувствовать специфику именно этого автора. Так что работа в таком журнале предполагает определенную долю риска. Вполневероятно, что не все дебютанты, поддержанные «Лучафэрулом», оправдают наши ожидания. Но наш долг – создать для молодых самую благоприятную атмосферу. «Лучафэрул», возглавляемый известным поэтом Вирджилом Теодореску, все годы своего существования активно ищет новые писательские имена и работает со своими авторами, руководствуясь критериями высокой художественной требовательности.

Мы стараемся прививать молодежи вкус к серьезной, аналитической литературе, черпающей свои темы из румынской действительности. Так, мы ввели рубрику «Очерки молодых писателей», побуждая молодых литераторов обратить особенно большое внимание на самоотверженный труд народа, строящего новое общество. Эта рубрика вполне оправдала себя. Многие молодые писатели, попав на большие стройки социализма, познакомившись с примерами каждодневного героизма людей труда, стали смелее и шире затрагивать в своем творчестве важнейшие проблемы времени; почерпнутый ими новый жизненный опыт имел для них большое воспитательное значение. Большинство очерков, появившихся под этой рубрикой, отличаются достоверностью и свежестью, искренностью, простотой стиля, красноречивостью фактов. В конце 1972 года лучшие из очерков вышли отдельным изданием.

Особое внимание «Лучафэрул» уделяет воспитанию молодых критиков. Как правило, мы испытываем силы начинающего критика, предлагая ему написать статью с подробным разбором какого-нибудь одного произведения. Мы знаем, что удачная рецензия – еще не показатель профессионального мастерства критика; ведь настоящий критик должен обладать умением рассматривать литературное явление во всех его взаимосвязях, книгу- в контексте всего творчества писателя, писателя – в контексте литературного процесса. Но с другой стороны, рецензия – далеко не самый легкий литературный жанр; и, ограничивая задачу автора размышлением над одной книгой, мы в то же время требуем, чтобы автор рассматривал произведение как продукт своего времени и как отражение, – другой вопрос, насколько удачное, – общественных тенденций своей эпохи. И поэтому по-настоящему одаренный критик в жанре рецензии может и должен продемонстрировать свое индивидуальное критическое мышление и способность ориентироваться в многообразии философских, эстетических, идеологических проблем. Так что для наших авторов рецензия – это и проверка своих знаний и способностей, и в то же время настоящая школа мастерства.

У «Лучафэрула» широкий актив молодых критиков – студентов и выпускников филологических и философских факультетов. Стремясь утвердить в журнале принципы марксистской эстетики, мы публикуем очень мною материалов по теории литературы, эстетике, истории культуры и т. д. Наши критики учатся связывать литературное явление со сферой идеологии, культуры и социальной жизни; мы хотим привить авторам отдела критики именно целостное видение литературы, вооружить их методологией, не замыкающейся в рамках анализа текста, а рассматривающей искусство прежде всего со стороны его роли в революционной борьбе. Нам кажется, что на этом пути мы добились определенных успехов.

Серьезное внимание уделяется у нас и такой функции литературы, как воспитание детей и подростков. Дискуссия о литературе для детей, в которой принимали участие писатели, издатели, продавцы книжных магазинов и даже сами дети, вызвала положительные отклики как в литературной прессе, так и среди тех, к кому она обращена. У нас налажены прочные контакты со школьными и университетскими литературными кружками и объединениями творческой молодежи.

В «Лучафэруле» есть также раздел современной зарубежной литературы, представленной у нас переводами, критическими заметками, информацией. Ни одна культура, ни одна литература не может развиваться в изоляции, ее развитие предполагает постоянный контакт, а порою и полемику с другими культурами, с другими концепциями культуры и искусства. Наш еженедельник стремится дать своим сотрудникам я читателям широкое и идеологически четкое представление о современном мире и искусстве.

 

«НУВЕЛЬ РЕВЮ ФРАНСЭЗ»(Париж, Франция)

Французские критики, говоря о журнале «Нувель ревю франсэз», неизменно пользуются прилагательным «fameux» – «всем известный», «знаменитый», но также и «пресловутый». Эпитет найден довольно точно. «НРФ» – один из ведущих художественных и литературно-критических журналов Франции, печатающий самых известных писателей и литературоведов, и репутация его достаточно высока. Но вместе с тем журнал не занимает сколько-нибудь четких идеологических и эстетических позиций; можно даже сказать, что расплывчатость программы – это характерная черта «НРФ».

Провозгласив еще в 10-е годы своим лозунгом приверженность «нетленным и вечным эстетическим ценностям», рассматриваемым вне конкретных условий времени, журнал изолировался от общественной и литературной борьбы. В условиях Франции это имело и свои положительные результаты: журнал не подвергался влияниям литературной моды, что помогло ему открыть ряд крупных имен: на его страницах впервые увидели свет многие произведения Клоделя, Жироду, Валери, Жида, Пеги, Рамю. И все-таки политическая индифферентность чаще оборачивалась для «НРФ» резко отрицательными последствиями; достаточно сказать, что в годы войны журнал попал в руки коллаборационистов, вследствие чего издание было затем запрещено и до 1953 года не возобновлялось.

В настоящее время журнал сохраняет свой элитарный характер, руководствуясь прежде всего принципом художественной и политической «незавербованности», публикуя произведения писателей самых различных направлений. «НРФ» ориентируется на читателя, проявляющего интерес к сложным явлениям литературы и культурной жизни. Разделы беллетристики и критики в «НРФ» равноправны по представительству; публикуемые материалы очень часто можно отнести к жанру, промежуточному между художественным текстом и литературно-критическим выступлением. Подбор материалов отличается большой эклектичностью и сочетанием самых различных установок. На страницах «НРФ» можно встретить имена писателей чисто эстетской ориентации – А. -П. Маньяра, А. Дотеля, – представителей школы «нового романа»; в то же время здесь и писатели, занимающие прогрессивные позиции, – П. Гаскар, Л. Гийу, А. Боске, Э. Гильвик, А. Френо. Серьезное внимание уделяется и зарубежной литературе.

Раздел критики в «НРФ» не отделен от раздела беллетристики никакими формальными признаками (правда, рубрики «Хроника» и «Критика» набираются петитом) и характерен разнообразием тем и материалов. Под рубрикой «Хроника» публикуются рецензии на новые художественные произведения французских и зарубежных авторов, обзоры новых книг, объединяемых по тематическому признаку, статьи о творчестве отдельных писателей, а также заметки о явлениях искусства и рецензии на книга по философии, лингвистике, социологии.

В практике «НРФ» часты номера, в которых целая группа материалов посвящена какому-нибудь одному писателю; в последние годы сделаны такие подборки о Прусте, Валери, Лотреамоне, Жионо, художнике Ж. Руо. Большей частью они состоят из статей мемуарного характера; проблемных исследований не так много. Так, в прустовской подборке можно отметить, пожалуй, статью Ж.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 1973

Цитировать

Хородинкэ, Ж. Представляем зарубежные литературные журналы: Ж. Хородинкэ. «Лучафэрул» (Румыния); В. Большаков. «Нувель ревю франсэз» (Франция) / Ж. Хородинкэ, В. Большаков // Вопросы литературы. - 1973 - №4. - C. 228-238
Копировать