№9, 1984/Жизнь. Искусство. Критика

Политический роман, пьеса, поэма, фильм – сегодня. С заседания Совета по критике и литературоведению при правлении СП СССР

«Состояние и развитие политического романа, пьесы, поэмы, фильма» – так была сформулирована тема, вынесенная в повестку дня очередного пленума Совета по критике и литературоведению при правлении Союза писателей СССР. Обращение к этому кругу вопросов продиктовано определенными характерными особенностями многонационального литературного процесса наших дней, стимулирующее и целенаправленное воздействие на который оказывают решения июньского (1983 г.), февральского и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, ряд партийных документов.

В постановлениях ЦК КПСС «О литературно-художественной критике», «О работе с творческой молодежью», «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», «О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства», в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему повышению идейно – художественного уровня кинофильмов и укреплению материально-технической базы кинематографии» подчеркивается мысль о повышении идейной направленности искусства, о необходимости усиленного внимания к социально, политически значимым темам.

Партия высоко ценит международную деятельность писателей, их умение вести наступательную полемику с идейным противником, активную роль в борьбе с антикоммунизмом. Еще на Первом съезде советских писателей, 50-летие которого отмечается в этом году, было заявлено, что литераторы нашей страны готовы силой художественного слова отстаивать революционные, гуманистические идеалы, бороться за мир и социализм. И полувековой путь Союза писателей это убедительно доказал.

В будущем году советские литераторы вместе со всем народом будут встречать великий праздник 40-летия Победы. Сегодня, как никогда ранее, миру грозит ядерная катастрофа; политика врывается буквально в каждый дом, в жизнь каждого человека на земле, поэтому с особой силой звучит страстное слово литератора, работающего в самых разных жанрах – прозе, поэзии, драматургии.

Политический роман, поэма, пьеса, фильм накопили немалый опыт, который требует анализа и обобщений. Как соотносится он с жизнью, с ее проблемами и задачами? Что нуждается в поддержке? Какие достигнуты успехи и какие обнаружились слабости? Какие трудности еще ждут преодоления? На эти и другие вопросы и старались ответить участники пленума Совета.

Открывая заседание, В. Озеров подчеркнул:

– Сегодняшний разговор очень серьезный и ответственный. Мы с вами стоим на пороге третьего тысячелетия. Какое сложное, напряженное время, сколько требует оно от каждого из нас, от всех народов, от всего человечества, каких напряженных усилий! Обо всем этом мы думаем ежедневно.

Исключительно масштабные проблемы стоят сейчас перед советским народом. Велики происходящие в стране позитивные перемены. Выполняются большие задачи, поставленные партией по совершенствованию общества зрелого социализма.

В этом году мы с вами анализируем свою работу в свете февральского и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, продолжающих и развивающих курс XXVI съезда партии. Важнейшие проблемы выдвинуты в речах и выступлениях Константина Устиновича Черненко.

Об очень серьезных делах размышляют советские писатели и критики. Задачи внутренней политики. Задачи международного плана. Борьба за осуществление советской Программы мира – в условиях нынешней международной обстановки, когда враги мира толкают человечество в бездну ядерной катастрофы, а народы мира поднимаются против этой страшной угрозы. Советские люди прониклись чувством огромной мобилизованности, твердой воли и готовности к борьбе за мир. Проблемы, стоящие перед человечеством, подчеркнул далее В. Озеров, в момент огромного накала этой борьбы сегодня имеют, как никогда, резко выраженный политический характер.

Противостоят две политики. Наша политика – политика созидательная, политика социалистическая, политика мира и гуманизма, то есть подлинно народная политика. И противостоящая ей политика, вернее, политиканство, метода поджигателей войны.

В атмосфере всенародного подъема, созданного решениями XXVI съезда партии, последующих Пленумов ЦК КПСС, повышается социально-политический тонус нашей литературы. Лучшие произведения разных жанров, разной тематики отражают важнейшие проблемы, стоящие перед человечеством, – социальные, политические, нравственные. Советская литература страстно пропагандирует художественными средствами наши идеалы, социалистический образ жизни, советскую Программу мира, остро обличает враждебную идеологию, милитаризм, антикоммунизм. Об этом надо еще раз сказать во время подготовки к 40-летию Победы, к 50-летию Союза писателей СССР.

Советские художники – на передовой линии исторической борьбы за судьбы человечества. «…Радует, – указал Константин Устинович Черненко на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, – что талантливые произведения публицистики, политические романы, пьесы и фильмы, которые нередко создаются по свежим следам событий, завоевывают все более широкую аудиторию в стране и за рубежом».

Еще лет пять-шесть назад мы не имели достаточного материала для обстоятельных суждений о политическом романе, пьесе, поэме, фильме. Ныне они есть, критике предстоит проанализировать и обобщить сделанное авторами произведений, в центре которых противоборство двух систем, борьба двух идеологий, битва за умы и сердца людей – на просторах мира, его «горячих точках», на ключевых этапах современной истории. Критика должна делать это активнее, чем до сих пор, энергичнее поддерживая удачи, неустанно заботясь о художественном качестве. Нужно рассматривать эти художественные явления в общем контексте литературного развития. Но применительно к ним существует и ряд вопросов жанрового, «лабораторного» характера, которые ждут обсуждения, – некоторые уже затрагивались в статьях, опубликованных в периодике, – о структуре такого рода произведений, их типологических особенностях и т. п. Тут есть о чем подумать, возможно, и поспорить.

Обсуждая проблемы литературного процесса, критики должны думать о влиянии на нее, вырабатывать качественно новый подход к литературному процессу в целом, чтобы осуществлять это влияние.

И начато это обсуждение было обстоятельным докладом В. Оскоцкого. Обращаясь к фактам и явлениям (их даже перечислить все невозможно) современной многонациональной литературы, а также ее истории, докладчик поставил ряд вопросов, имеющих важное значение для развития искусства.

– Процесс идеологизации, политизации художественного сознания, – сказал В. Оскоцкий, – охватывает все виды искусства, все жанры литературы. Так бывает всегда на гребне крутых исторических переломов, бурных социальных потрясений, глубинных общественных сдвигов. Вспомним середину 30-х годов, когда коричневая чума фашизма, поразив Европу, обострила ощущение надвигающейся войны, в которой, как предвидел М. Горький, предстояло отстоять великое, справедливое дело рабочего класса Союза Советов. Как антифашистские политические романы создавались в это время «Похищение Европы» и «Санаторий «Арктур» К. Федина, «Рожденные бурей» Н. Островского, «Заговор равнодушных» Б. Ясенского. Вспомним последний предвоенный и первые послевоенные годы, когда И. Эренбург писал «Падение Парижа» и «Бурю». Или последующее десятилетие «холодной войны», расчет с которой по горячему следу произвел Л. Леонов в киноповести «Бегство мистера Мак-Кинли», новаторски соединившей черты политического памфлета и философского эссе.

Выступая на заседании Комиссии ЦК КПСС по подготовке новой редакции Программы КПСС, товарищ К. У. Черненко подчеркнул, что сегодняшние «проблемы войны и мира, как, впрочем, и все глобальные проблемы, не существуют сами по себе. Они неотделимы от мировых социальных противоречий, от развития классовой борьбы» и отражают «общую картину процессов, преобразующих социальный облик мира».

Глобальные проблемы современности, социальный облик мира, заметил В. Оскоцкий, – понятия, равно близкие мысли как научной, так и художественной. Мы убеждаемся в этом на примере романов: «Грядущему веку» Г. Маркова, «Берег» и «Выбор» Ю. Бондарева, «Твоя заря» О. Гончара, «Буранный полустанок» Ч. Айтматова.

Обратившись к широкому кругу произведений, которые, используя определение, данное А. Чаковским своему роману «Победа», В. Оскоцкий считает политическими романа, он показал далее многообразие эстетических поисков и решений, предлагаемых авторами.

Здесь и роман в письмах «Лицо ненависти» В. Коротича; и «Дерево в центре Кабула», а также последовавшие за ним «В островах охотник…» и «Африканист» А. Проханова, – названные произведения обращены к текущим событиям международной жизни, оперативно написаны по их следам; это и «Громовержцы» В. Степанова, где художественная условность органически включается в ткань произведения; это и романы-памфлеты «Ночные летчики» и «Год осла» В. Бээкмана, в притчевой условности которых нарочито соединены несоединимые, казалось бы, пласты – фантастически-гротескный и пародийно-бытовой. В своеобразном ключе строят свои произведения К. Селихов («Необъявленная война»), Ю. Семенов («Приказано выжить» и «Пресс-центр»), А. Сахнин («Неотвратимость») и др. Предостережение, предупреждение – и такую миссию берет на себя сегодня политический роман, в многообразии художественных возможностей создавая историю современности непосредственно в ходе бурного, стремительного движения.

Широкий пласт современной прозы, продолжает свою мысль докладчик, образует политический роман, который можно назвать романом уроков. Непреходящих уроков миролюбивой внешней политики Советского государства, неустанной борьбы за последовательное воплощение в международной жизни ленинских идей мирного сосуществования, добрососедских отношений, принципиального, решительного противодействия империалистической реакции, ее угрозам миру и безопасности народов.

По времени действия такой роман уроков может быть отдален от нас несколькими десятилетиями, но современность неизменно наполняет его идеи и образы, насыщает идейно-нравственную проблематику, многократно усиливает актуальное политическое, идеологическое звучание. Назовем в этой связи трилогию туркменского писателя К. Кулиева «Посол эмира», которая была задумана до Апрельской 1978 года революции в Афганистане, но последующий ход событий, несомненно, воздействовал на углубление замысла, расширение его эпических масштабов, привнесение новых мотивов и акцентов. Историческая перспектива, прочерченная в будущее, в нашу современность, весомо присутствует в романах С. Дангулова «Заутреня в Рапалло» и «Государева почта». Назовем и книги Д. Краминова «Сумерки в полдень» и «На краю ночи», и произведения других авторов.

Необходимо отметить, подчеркнул В. Оскоцкий, еще одну особенность современной политической прозы – ее перекличку, смыкание с публицистикой, закономерное и естественное включение публицистики в художественную ткань романа, повести. Нередки случаи (например, романы и публицистика А. Чаковского), когда можно говорить о единстве исторической концепции, которую автор последовательно развивает в своем творчестве, о целеустремленности полемики, которую он ведет с буржуазными фальсификаторами, в частности пишущими о второй мировой войне.

Политику творят люди, и не иначе как их совместными усилиями возможно устранить войну из жизни человечества. Вот почему политический роман уроков по праву может быть назван романом, активно утверждающим в нашем читательском сознании высокое чувство патриотической гордости за те огромные усилия, с какими наша страна на протяжении вот уже почти 70-летней истории неуклонно проводит ленинскую политику мира.

С политическим романом уроков тесно соприкасается современный антифашистский роман, в потоке которого выделим: «Нагрудный знак OST» и «Плотину» В. Семина, «И мера в руке его…», «Песочные часы» И. Гуро, «Арденнские страсти» Л. Славина, «Каратели» А. Адамовича. Произведения разные по материалу. В первом случае – «обыкновенный фашизм», увиденный автобиографически, через призму «арбайтслагеря»; во втором – изнутри раскрытая жизнь Германии довоенных и военных лет; в третьем – провал, благодаря союзнической помощи СССР, гитлеровского наступления в Арденнах в декабре 1944 – январе 1945 года; в четвертом – беспощадная анатомия преступлений, совершенных оккупантами на белорусской земле. Но все они объединены общим стремлением писателей выявить социальные корни того человеконенавистничества, которое нес фашизм, обнажить его философию и идеологию. Не приходится говорить много о том, что антифашистская тема в нашей советской литературе и в творчестве прогрессивных художников Запада менее всего отдана истории. Она решается как насущнейшая тема современности, о неослабном общественно-политическом звучании которой нам напоминают каждодневные газетные сообщения, идет ли речь о кровавых злодеяниях диктаторских режимов в Южной Америке, реваншистских ли бесчинствах в ФРГ, провокациях ли неофашистов в Италии.

Стремительно вторгается политика, продолжает В. Оскоцкий, и в театр, и в кино, и в поэзию. Как политический складывается репертуар страны, – зрители имеют возможность познакомиться с остроконфликтными, наступательными, боевыми пьесами Г. Боровика, В. Чичкова, Н. Мирошниченко, А. Лауринчюкаса, В. Большакова, Г. Зубкова. Как политические были восприняты фильмы «Обыкновенный фашизм» М. Ромма и «Это сладкое слово – свобода» и «Кентавры» В. Жалакявичуса.

Мы хорошо знаем, какой огромной силой обладает публицистически заостренное слово писателя, если оно вдохновлено большой политической идеей, высокой гражданской страстью. А в целом все это расширяет творческие горизонты художника, выводит его мысль на просторы времени, заставляет обращаться к самым насущным, неотложным задачам дня. «Суд памяти» и «Даль памяти» – не случайно назвал так Е. Исаев свои поэмы, насыщенные философскими раздумьями об эпохальных событиях, больших проблемах, кровоточащих ранах нашего XX века. Образ времени входит и в стихи последних лет Н. Грибачева, и в поэмы «Стена» Ю. Марцинкявичюса, «Мама и нейтронная бомба» Е. Евтушенко, «Письмо-поэма» В. Кострова, «Мой двадцатый век» Л. Щипахиной, «Смертный грех» Г. Шерговой, «Эпицентр» Г. Красникова. Разные по складу поэтического мышления, лирического мироощущения, эти произведения проникнуты общим, ведущим мотивом живой причастности человека к судьбам страны и мира. Эта же живая причастность к болям мира подсказала И. Драчу замысел поэмы «Звезда и смерть Пабло Неруды», а В. Большакову замысел поэмы «Черная тетрадь», посвященной трагедии Чили. На историческом материале национально-освободительного движения народов Индии написана поэма Э. Вахидова «Восстание бессмертных»…

Социально значимые темы, проблематика большого общественно-политического значения. Именно творческой ориентацией на них прозаика, поэта, драматурга, сценариста и объясняется ныне то, что слово «политика» все чаще входит в жанровые обозначения журнальных публикаций и книжных изданий, будь то романы или повести, поэмы или драмы. Эти же жанровые обозначения постоянно употребляются и критикой, которая уже начала размышлять о состоянии и развитии этого рода произведений, их структуре, типологии (эти же проблемы, заметим сразу, затрагивались и в ходе обсуждения, развернувшегося на пленуме).

Возросшее мастерство писателей, обращающихся к международной тематике, заметил В. Оскоцкий, заставляет и более требовательно оценивать результаты их труда. С этой точки зрения докладчик подробно остановился на произведениях ряда писателей (Ю. Семенова, Л.

Цитировать

От редакции Политический роман, пьеса, поэма, фильм – сегодня. С заседания Совета по критике и литературоведению при правлении СП СССР / От редакции // Вопросы литературы. - 1984 - №9. - C. 3-28
Копировать