№2, 1969/Зарубежная литература и искусство

Поэзия Венгрии сегодня

Каковы основные направления, стилистические школы в современной венгерской поэзии, единой в своей социальной направленности? Что определяет ее нынешний облик?

Открывая для себя Венгрию, я также одновременно открывал для себя, углубляясь в самые заповедные области, прекрасную страну современной венгерской поэзии, живущую бурной, напряженной, во многом противоречивой, но несомненно полнокровной жизнью. Убедительным свидетельством тому служат бурные полемики в печати, возникшие, например, вокруг стихотворного сборника молодых авторов «Первая песня».

По общему признанию, венгерская поэзия переживает в последние годы период заметного подъема, связанного с широким читательским интересом к стихам. Когда будапештские друзья рассказывали мне о шумных литературных вечерах, о телевизионных поэтических выступлениях, конкурсах, дискуссионных встречах, то я невольно вспоминал Москву, цветы у памятника Пушкину, стихотворные митинги на площади Маяковского, веселые очереди за популярными сборниками в книжных магазинах. Поэт, где бы он ни жил, не может творить в пустоте или в «башне из слоновой кости». Поэзия, говорил в свое время Блок, в своей основе двуедина, – она требует не только талантливого поэта, но и талантливого читателя.

Для того чтобы полнее прояснить общую панораму современной венгерской поэзии, «Вопросы литературы» и будапештский журнал «Критика» (то есть печатные органы, сходные во многом но своему облику) пригласили за символический «круглый стол» выдающихся венгерских поэтов. Здесь уместно и даже необходимо сказать о том, что в последние годы наладились и укрепились творческие контакты между советским и венгерским журналами. Печатные органы обмениваются литературной информацией, проблемными теоретическими статьями, сообщают на своих страницах о научных полемиках, представляющих взаимный интерес. В Москву неоднократно приезжал главный редактор «Критик» Андраш Диосеги, представители «Вопросов литературы» – в Будапешт. Встреча венгерских поэтов за совместным «круглым столом» двух журналов – звено в общей цепи культурного обмена. Такого рода «круглые столы» наш журнал будет проводить и впредь. На встрече, которая состоялась в Будапеште, в Союзе писателей Венгрии, речь шла по преимуществу о природе поэтического слова, об эстетической стороне стиха, о художественном мастерстве, о новом литературном поколении…

Набросаю несколько беглых, эскизных характеристик участников будапештской встречи, поскольку это позволит хоть до некоторой степени прояснить общую литературную картину.

Дискуссию открывает и завершает Андраш Диосеги, главный редактор журнала «Критика». Андраш Диосеги (год рождения – 1929) – активный, деятельный участник современного литературного процесса, критик, автор многих статей по венгерской и мировой литературе. Недавно вышел в свет объемистый том его критических работ «В изменяющемся мире». Приятно и то, что Андраш Диосеги постоянно занимается изучением русско-венгерских связей.

Иштван Шимон, родившийся в 1927 году, принадлежит к числу поэтов, вступивших в сознательную жизнь в военную пору, и, хотя его стихотворные опыты были впервые напечатаны в 1944 году, заметная известность пришла к нему с выходом в свет сборника «Созревающие дни» (1948 год). В настоящее время Иштван Шимон один из самых популярных поэтов Венгрии. Знают его поэзию и за границей, чему до некоторой степени содействовали и многочисленные поездки автора по странам и континентам. У нас поэзия Иштвана Шимона полюбилась широкому кругу читателей благодаря переводам русских поэтов.

В 1955 году Иштван Шимон был удостоен за сборник стихов «Недостаточно» Государственной литературной премии имени Кошута. Сын простых венгерских крестьян, поэт «нежно болен» воспоминаниями детства и ранней юности. Он пишет о деревенских радостях и горестях. Его герои – мать и отец, соседи, друзья и знакомые детства. Его жанр – песня, простодушная и чистая.

Цитировать

Осетров, Е. Поэзия Венгрии сегодня / Е. Осетров // Вопросы литературы. - 1969 - №2. - C. 60-62
Копировать