№2, 1969/Публикации. Воспоминания. Сообщения

Письма А. Видаль, М. Ненсе, Л. Фейхтвангера, Г. Манна, А. Цвейга И. Анисимову. Подготовка текста, вступление и примечания С. Тураева.

В феврале 1969 года исполняется семьдесят лет со дня рождения видного советского критика и литературоведа Ивана Ивановича Анисимова. Ведя большую научную работу и занимая руководящие посты в издательствах и научных учреждениях, И. Анисимов на протяжении ряда десятилетий вел переписку со многими выдающимися писателями Запада. Позднее установились и личные контакты с иностранными деятелями культуры.

Переписка в известной мере отражала личные научные интересы критика. Не случайно, например, Г. Манн сочувственно отзывается об одной ив статей И. Анисимова.

Но в еще большей мере публикуемая переписка характеризует международные связи Советского Союза. И. Анисимов выступает здесь как полпред нашей советской культуры.

В 1934 – 1939 годах И. Анисимов заведовал редакцией зарубежной литературы Государственного издательства художественной литературы. Письма Г. Манна, Л. Фейхтвангера и А. Цвейга связаны с изданием их сочинений в Советском Союзе и носят в основном деловой характер. Естественно, что в них обсуждаются практические детали. Вместе с тем в них содержатся факты, имеющие биографическое значение, и, наконец, отдельные суждения о творчестве их авторов.

Историка литературы, несомненно, заинтересуют те соображения, которые высказывает Генрих Манн о составе сборников своих сочинений. Разные варианты томов, для которых он тщательно отбирает свои рассказы и очерки, помогают уяснить, как оценивал сам автор те или иные произведения, каким он отдавал предпочтение и что в первую очередь хотел рекомендовать советскому читателю.

И еще одно, самое главное. Советский Союз никогда не воспринимался зарубежными писателями как еще одна страна для издания книг. Широко известна высокая оценка, которую давал советскому читателю Л. Фейхтвангер. Менее известны слова из предисловия, текст которого приложил к одному из публикуемых ниже писем Генрих Манн.

Придавая особый смысл изданию своих сочинений в Советском Союзе, Г. Манн писал;«У меня такое чувство, что я тем самым уже сейчас предстаю перед потомством. Нет сомнений, что все столетие пройдет под знаком государственного устройства и мировоззрения Советского Союза. Писатель, чьи давние произведения все еще актуальны для вас, может поэтому рассчитывать, что в других странах им будут интересоваться и последующие поколения».

1

Бульвар Макдональд 113; Париж 31 декабря 1953

Дорогой товарищ Анисимов, разрешите мне напомнить о себе. В течение последних пятнадцати лет жизни Анри Барбюса я была его секретарем и в таком качестве имела случай познакомиться с Вами в Москве.

Несколько месяцев тому назад мне сообщили, что Вы разыскиваете некоторые относящиеся к Барбюсу материалы; к сожалению, из-за занятости текущими делами, а также работы над книгой «Анри Барбюс – солдат мира» 1, ныне уже опубликованной во Франции, я просто не имела физической возможности заняться текстами, которые Вам были нужны.

Не знаю, достали ли Вы уже тексты, которые Вам требовались?

Собирая документы для моей книги, я восстановила архив Барбюса; я считаю, что сделать это было очень важно и необходимо, и насколько позволяют мои материальные возможности, я продолжаю его пополнять.

Вы, разумеется, можете рассчитывать на всяческую помощь с моей стороны в Ваших исследованиях, если Вы не получили текстов, которые Вам требовались или потребуются в дальнейшем2.

Я была бы счастлива услышать от Вас авторитетное мнение о моей книге. Разрешите заверить Вас в моих дружеских чувствах и глубоком уважении.

Аннет Видаль

 

2

Заказное

Штенлёзе, Дания, 5 марта 1940

Гослитиздату

Москва

Дорогой друг И. Анисимов!

Сердечно благодарю Вас за Ваши сообщения в письме от 9.II.40 и дружеское согласие добавить еще два тома к собранию сочинений3.

Это доставило мне большую радость.

Что касается госпожи Анны Ганзен4, то она отнюдь не обсуждала со мной объема издания. Речь у нас с ней шла только о том, какие короткие новеллы и рассказы могут войти в издание, так как я ведь написал их сотни и только часть из них может найти в издании место. С сердечным приветом,

преданный Вам

Мартин Андерсен Нексе.

 

3

Санари/Вар. 22 апреля 1938

Вилла Вальмер

Господину И. Анисимову

Гослитиздат

ул. 25 Октября, 10

Москва

Дорогой, многоуважаемый товарищ Анисимов, сердечное спасибо за Ваше письмо от 16 апреля. Меня чрезвычайно радует, что мое предисловие к Полному собранию сочинений5 нашло Ваше одобрение.

Прилагаю даты своей биографии, о которых Вы просили, и надеюсь, что они содержат весь материал, который Вам нужен.

С сердечным приветом, всегда Ваш

Лион Фейхтвангер.

2 июля 1884

Родился в Мюнхене в семье зажиточного промышленника-еврея.

1903 – 1907

Изучает в Мюнхенском и Берлинском университетах немецкую филологию и историю литературы. Учит древние и современные языки.

1908

Получает ученую степень доктора философии, пишет подробное исследование о «Рабби фон Бахерах» Генриха Гейне. Создает литературный журнал «Шпигель», который выступает за современную литературу, развивающую художественными средствами революционные тенденции.

1908 – 1911

Регулярно сотрудничает в литературно-критическом журнале «Шаубюне» и участвует в литературном объединении «Феб», которое поддерживает модернистские тенденции в немецкой литературе. Много путешествует, чаще всего по Италии. Продолжает научно-литературные исследования, пишет эстетский роман «Глиняный бог».

1912 – 1914

Женится, покидает Германию. Совершает путешествия в Италию и французскую Северную Африку. Пишет эстетскую драму «Джулия Фарнезе».

1914

В Тунисе захвачен в плен. Ему удается бежать. Возвращается в Германию. Призывают в армию рядовым.

1915 – 1918

Пишет пьесы «Васантасена», «Уоррен Гастингс», «Еврей Зюсс». Вначале запрещенные, позже они пользуются огромным успехом. Пишет антивоенные пьесы «Военнопленные», «Мир» (по Аристофану). Обе были запрещены. Среди других пьес ставит «На дне» Горького в Мюнхенском народном театре.

1918 – 1919

Пишет драматический роман «1918» (Томас Вендт), который изображает конец войны и поражение немецкой революции и премьера которого в Мюнстере привела к «нарушениям общественного порядка» и к запрету спектакля полицией.

1921

Пишет пьесу «Голландский купец», начинает роман «Еврей Зюсс».

1922

Роман «Еврей Зюсс» закончен. Не находит издателя.

1922/1923

«Безобразная герцогиня» закончена и опубликована.

1924

Пьеса «Жизнь Эдуарда II» (вместе с Бертольтом Брехтом).

1925

Переезжает в Берлин. Пьеса «Нефтяные острова». Появляется «Еврей Зюсс». Огромный успех в Германии.

1926

Путешествие во Францию и Испанию. Успех «Еврея Зюсса» в обеих англосаксонских странах.

1926 – 1930

Роман «Успех».

октябрь 1930

«Успех» появляется, подвергается весьма резким нападкам.

1931 – 1932

Начата трилогия «Иосиф», закончен первый роман «Иудейская война».

1932 – 1933

Поездка по Америке с лекциями.

1933

Конфискация берлинского дома и имущества, экспатриация, переезд во Францию, роман «Семья Опперман».

  1. Книга «Анри Барбюс – солдат мира» издана на русском языке с предисловием Ж. Дюкло в Изд. иностранной литературы (М. 1962).[]
  2. И. Анисимов посвятил Барбюсу в разное время около десяти статей. Самая ранняя из них напечатана в 1928 году («Вестник иностранной литературы», N 2). В 50-е годы творчества Барбюса И. Анисимов касался в ряде своих обобщающих работ по литературе XX века.[]
  3. Собрание сочинений Нексе, намечавшееся тогда к изданию, было осуществлено лишь в послевоенные годы.[]
  4. Анна Гашен – известная переводчица с датско-норвежского.[]
  5. Из начатого в то время Собрания сочинений Фейхтвангера вышли в 1938 – 1939 годах два тома; война прервала издание. Новое издание (в 12-ти томах) вышло в 1963 – 1968 годах. Упомянутое здесь предисловие было опубликовано в 1938 году в журнале «Das Wort» и в первом томе довоенного Собрания сочинений. Даты биографии публикуются впервые.[]

Цитировать

Фейхтвангера, Л. Письма А. Видаль, М. Ненсе, Л. Фейхтвангера, Г. Манна, А. Цвейга И. Анисимову. Подготовка текста, вступление и примечания С. Тураева. / Л. Фейхтвангера, А. Видаль, М. Ненсе, Г. Манн, А. Цвейг // Вопросы литературы. - 1969 - №2. - C. 178-191
Копировать