Литература – студентам
А. И. Ревякин, О преподавании художественной литературы (Актуальные проблемы преподавания художественной литературы в высшей школе), Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина, М. 1968, 302 стр.
Дискуссия на страницах «Вопросов литературы» в 1963 – 1964 годах показала, что проблема преподавания литературы в высшей школе непроста, имеет множество аспектов и требует широкой разработки.
Об этом говорит и рецензируемая книга, в которой учтен положительный опыт дискуссии, а проблема рассмотрена исследовательски, всесторонне. А. Ревякин выступает здесь с серьезными, хорошо продуманными методическими рекомендациями.
Что в книге особенно интересно? Прежде всего обоснование того принципа, который, вообще говоря, специфичен для вузов: научное (а не описательное, как в средней школе) преподавание литературы. Студенты, по словам автора, должны жить в «подлинно научной атмосфере», а преподаватели создавать «серьезные исследования». Причем автор не возлагает надежд на общие декларации – он предлагает множество конкретных способов осуществления указанного принципа.
Он горячо настаивает на сохранении и развитии больших историко-литературных курсов, давно ставших, по словам Н. Берковского, «отличительной особенностью и гордостью нашего вузовского преподавания». А. Ревякин исходит при этом как раз из интересов широкой научной подготовки студентов: такие курсы развивают способность к глубокому концептуальному мышлению и помогают избегать методологического эмпиризма. Но подобный курс достигает своей цели лишь тогда, когда он насыщен теоретической проблематикой.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.