№8, 1977/Обзоры и рецензии

Поэзия социалистической надежды

L. Stoll, Basnik a nadeje, «Ceskoslovensky spisovatel», Praha, 1975, 216 str.

В марксистской критике Чехословакии Ладиславу Штоллу принадлежит особое место. Соратник Ю. Фучика, Б. Вацлавека, Э. Уркса, он вступил в борьбу за марксистскую эстетику и революционную литературу на рубеже 20 – 30-х годов, а в послевоенные годы он вместе со Зденеком Неедлы закладывал основы литературоведения и критики социалистической Чехословакии. Немаловажен вклад Л. Штолла в борьбу за возрождение марксистских принципов в чехословацкой критике после преодоления общественно-политического кризиса 1968 года. О характере его литературно-критической и теоретической деятельности в послевоенный период позволяет судить двухтомник его работ «Искусство и идеологическая борьба», выпущенный в свет в 1972 году. Известность получила и монография Л. Штолла о методологии и мировоззренческих основах русской формальной школы и пражского литературного структурализма «К вопросу о форме и структуре в словесном искусстве» (1966) и другие работы.

Есть одна тема, к которой Л. Штолл относится с особым вниманием, над которой работает не один десяток лет. Это история чешской революционной поэзии межвоенного периода.

В 1950 году на конференции Союза чехословацких писателей Л. Штолл выступил с докладом «Тридцать лет борьбы за чешскую социалистическую поэзию», в котором говорил о том, что творчество крупнейших чешских революционных поэтов С. – К. Неймана и Й. Волькера является главным направлением прогрессивной чешской поэзии XX века. Этот доклад явился своего рода отправной точкой для разработки марксистской истории чешской литературы периода буржуазной республики. Не удивительно поэтому, что в 60-е годы, в период распространения в чехословацкой критике ревизионистских тенденций, эта работа подвергалась жесточайшим нападкам. Однако само течение жизни и развитие чешской литературы, вновь обратившейся к животворным революционным традициям межвоенных лет, подтвердили правоту его позиции. И все же Л. Штолл не спешил с переизданием своего доклада 1950 года, он продолжал работать над его текстом, собирая новые материалы, еще не ставшие достоянием историков литературы, расширяя свою аргументацию. И вот перед нами новая книга – «Поэт и надежда» с подзаголовком: «Из истории борьбы за чешскую социалистическую поэзию».

«Что касается первоначального текста моей работы… – пишет автор в предисловии, – то я хотел бы сказать только то, что я ничего не изменил в ее основных положениях» (стр. 11). Вместе с тем в книге рассматриваются и новые проблемы, появились новые главы, прежние разделы существенно расширены. По существу возник новый труд, развивающий тезисы доклада 1950 года, создающий картину подчас драматических противоречий, в которых рождалась и крепла замечательная чешская революционная поэзия.

На характер книги, предопределив ее полемическую остроту, наложила отпечаток личность ее автора, который был не только современником и свидетелем, но и непосредственным участником описываемых и анализируемых им литературных событий.

«Одним из основополагающих вопросов поэзии вообще» Л. Штолл считает «вопрос о вере в осуществимость счастливого будущего человечества, то есть о конкретной вере в силу и мощь трудового народа, в человека, в победу социализма, в Советский Союз» (стр. 112). «Я убежден, – пишет исследователь, – что без такой страстной веры, без такой убежденности, без такого представления о будущем поэзия вообще невозможна, как невозможна без нее и сама человеческая жизнь» (там же).

Полемичность монографии выявляется уже в той системе критериев, которую выдвигает автор по отношению к чешской революционной поэзии. Проблема критериев, безусловно, одна из основных методологических проблем литературной критики. В истории марксистской критики Чехословакии она не раз оказывалась в центре дискуссий, особенно острых на рубеже 20 – 30-х годов, когда главным предметом спора был вопрос, можно ли считать революционным искусство авангардизма. С другой стороны, на научность критериев претендовали чешские структуралисты, стремившиеся к предельному абстрагированию от живых литературных фактов и к установлению математически-обезличенных формул художественного прогресса.

Л. Штолл пишет, что ищет и находит критерии революционной поэзии в творчестве ее крупнейших представителей. «Объективно наиболее надежным критерием идейно-эстетического уровня нашей социалистической поэзии 20-х годов, – читаем мы в предисловии к книге, – по логике исторического развития стало творчество нашего величайшего современного социалистического поэта С. – К. Неймана» (стр. 13).

Это не означает, разумеется, с точки зрения автора, будто все революционные поэты обязаны были быть похожими на Неймана, но это значит, что ведущие черты его поэзии тех лет: исторический оптимизм, антииндивидуализм, антиспиритуализм, органическое слияние с наиболее прогрессивными устремлениями времени, – являются неотъемлемыми качествами всякого социалистического творчества вообще. Л. Штоллу важно подчеркнуть, что эти качества не были «продиктованы» поэзии извне, а родились в ней самой, были плодом страстной веры, любви и убежденности в соединении с подлинным талантом.

В большинстве работ, посвященных чешской революционной поэзии 20 – 30-х годов, ее история, как правило, рассматривается «по отдельным направлениям», по литературным группировкам. Л. Штолл выдвигает на первый план принцип творческой индивидуальности. Человеческий облик художника для него важнее, чем его приверженность к той или иной литературной школе или эстетической декларации. Этапы развития чешской революционной поэзии раскрываются в книге через анализ разных мировоззренческих позиций авторов и индивидуальных художественных решений. Но при этом исследователь стремится иметь в виду весь реальный контекст общественно-политических, социально-этических и эстетических тенденций данной эпохи, выявить объективный смысл индивидуального опыта каждого художника, условия, в которых формировалась его творческая индивидуальность, особенности проявления в ней общих закономерностей исторического развития.

Важнейшее качество социалистического искусства – и социализма вообще – Л. Штолл видит в реальном гуманизме, в борьбе за подлинную человечность отношений между отдельными людьми и целыми народами. Вызревание этой позиции он и прослеживает в истории чешской революционной поэзии 20 – 30-х годов.

Обращаясь к раннему ее периоду, ученый сопоставляет позиции С. – К. Неймана и А. Барбюса, что позволяет ему выявить органичность революционного прозрения художников-гуманистов под влиянием первой мировой войны и идей Великой Октябрьской социалистической революции. Люди типа С. – К. Неймана для исследователя – это люди «социалистического Ренессанса» (стр. 57), открывающие перед искусством невиданные ранее горизонты.

В книге раскрыто принципиальное значение для судеб чешской социалистической культуры творчества и эстетических воззрений рано умершего талантливого поэта Й. Волькера. Опираясь на документальный материал, Л. Штолл прослеживает историю борьбы вокруг его наследия, которая резко обострялась в переломные моменты развития чешской поэзии, пишет о том, как успешно исследовала чешская марксистская критика большой талант В. Незвала, сумевшего порвать с авангардистскими течениями и ставшего крупнейшим поэтом социалистической Чехословакии.

Специальное внимание уделено анализу мировоззренческих позиций и творчества одного из самых сложных чешских поэтов XX века – Ф. Галаса, оценка которого вызывала и вызывает много споров. Исследователь рассматривает те моменты в его мировосприятии, которые сделали возможным, хотя и временное, объединение Галаса с реакционной католической поэзией, показывает непоследовательность идеологических позиций поэта, выявляет точки соприкосновения его творчества с экзистенциализмом.

Критика этих сторон наследия Галаса особенно важна потому, что их усиленно раздували и абсолютизировали его многочисленные эпигоны, на них спекулировали опровергатели революционных традиций чешской литературы. Вместе с тем Л. Штолл показывает, что при всей своей противоречивости Галас остается «поэтом социалистического вероисповедания», «личные симпатии которого в основном и главном были на стороне социальной революции» (стр. 137).

Разумеется, по отдельным из затронутых в книге вопросов споры могут быть продолжены. К ним относится, в частности, и оценка Галаса. Это не удивительно: он был сложным человеком, противоречивой была его поэзия, не просто складывалась судьба его наследия. Но вряд ли в будущем при оценке творчества Галаса можно не учитывать точку зрения Л. Штолла, аргументированную в книге. Это относится и к другим проблемам истории чешской революционной поэзии.

Достоинством рецензируемой книги является ее богатая документальная основа. Можно было бы предположить, что автор, как участник литературной борьбы, мог бы больше опираться на собственные воспоминания. Однако Штолл отдает предпочтение документу: журнальным статьям, газетной информации тех лет, письмам, в том числе адресованным ему самому, ряд из которых публикуется впервые. Вероятно, читатели могут пожалеть, что в книге столь скупо использован мемуарный материал, но нельзя не отдать должного требовательности и самокритичности исследователя при работе с источниками.

Опора на славные традиции революционной литературы 20 – 30-х годов – залог верного направления в сегодняшних художественных поисках. М. Пуйманова, даря в 1950 году Л. Штоллу свой поэтический сборник «Миллионы голубок», написала в посвящении, что его «Тридцать лет борьбы за чешскую социалистическую поэзию» помогли ей понять, «каким путем идти в стихах». Новая книга Л. Штолла также написана не только для историков литературы и критиков. Она обращена к живой поэтической современности, к молодым поэтам, показывает, «каким путем идти в стихах», чтобы поэзия способствовала расцвету социалистического общества, совершенствованию человеческой личности.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №8, 1977

Цитировать

Шерлаимова, С.А. Поэзия социалистической надежды / С.А. Шерлаимова // Вопросы литературы. - 1977 - №8. - C. 288-292
Копировать