Поэзия Некрасова в вузе и школе
Проблемам преподавания Н. А. Некрасова в вузе и школе было посвящено научно-координационное совещание, проведенное Костромским государственным педагогическим институтом, носящим имя великого поэта-революционера.
Эта тема определила состав участников совещания. На нем были представлены две ветви филологической науки – литературоведение и методика преподавания литературы, образовавшие две секции: изучение творчества Некрасова в вузе и изучение творчества Некрасова в школе.
30 докладов и сообщений, сделанных учеными Москвы, Ленинграда, Горького, Иванова, Уфы, Тюмени, Петрозаводска, Рязани, Пензы, Ярославля, Стерлитамака, Елабуги, Черкасс, Костромы, продемонстрировали общность задач.
Все выступавшие подчеркнули необходимость преодоления схематичных, упрощенных представлений учащейся молодежи о личности и поэтическом «голосе» Некрасова. Возбудить интерес и любовь к его творчеству можно, только умело раскрыв подлинные масштабы новаторства художника, многозвучие лиры, несводимой к мотивам «мести и печали».
Спецкурсы и спецсеминары по Некрасову должны вводить его творчество в контекст развития русской литературы (особенно поэзии) 30 – 70-х годов XIX века. Дебют Некрасова (сборник «Мечты и звуки») на фоне кризиса романтизма (Ю. Прозоров, Ярославль), соотношение художественных принципов поэмы «Саша» с тургеневским «Рудиным» (В. Маркович, Ленинград), жанровые искания Некрасова и современных ему поэтов, о чем говорили Л. Розанова (Иваново), Ю. Лебедев (Кострома), В. Благово (Елабуга), – вот некоторые аспекты, позволяющие актуализировать изучение некрасовских произведений студентами, прививать им исследовательские навыки. Г. Верховский (Ярославль) сообщил любопытный факт: сверяя комментарий к стихотворению «В дороге» со словарем В. Даля, студентка обнаружила, что «варган» – не искаженное от «орган», а русский народный музыкальный инструмент. Знакомство со студенческой работой А. Т.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №9, 1977