Не пропустите новый номер Подписаться
№1, 2003/Книжный разворот

Поэзия культа и культ поэзии эллинов

Ярхо В. Н. Эпос. Ранняя лирика. М., «Лабиринт», 2001. 367 с.

 

Это – третья книга из задуманных и осуществленных четырех в серии «Древнегреческая литература» 1. Но если четыре Евангелия создавались четырьмя евангелистами, то эта тетралогия написана одним: известным ученым-антиковедом Виктором Ноевичем Ярхо. И каждый из четырех томов посвящен самостоятельной теме. Или даже нескольким.

Итак, название рецензируемого тома «Эпос. Ранняя лирика». И подзаголовок: «Собрание трудов». Все четырнадцать разделов представляют собой самостоятельные статьи-исследования, в свое время опубликованные в научной периодике (преимущественно во второй половине 80-х годов минувшего столетия).

Но ведь последние 15-20 лет антиковедение не стояло на месте: появились новые гипотезы, новые работы, совершались открытия. И (самое главное!) были найдены и переведены новые тексты. Что и было учтено автором при составлении названных томов.

В книге этой, с интересом читающейся, сочетается скрупулезно-углубленное и увлекательное исследование жанров, сюжетов, характеров, текстологических и метрических особенностей и еще многое другое…

Да, именно увлекательное! Ибо этим увлечен и сам автор. И эта увлеченность не угасает, не ослабевает вот уже значительно более полувека. Чем В. Ярхо и пленяет читателей.

Взаимопереплетение, взаимопроникновение мифических, эпических и трагических сюжетов и ситуаций автором не просто показаны, а и доказаны как база органического единства и величия античной литературы.

Не все из древности дошло до нас: порой мы жалеем об утраченных произведениях. Но, с другой стороны, многовековой «естественный отбор» сохранил для современного читателя лучшие образцы поэзии и прозы античных авторов.

Реалистична ли античная литература? Да, реалистична (несмотря на преобладание мифических героев и мотивов). Говоря о современниках Эсхила, Аристофана, Софокла, Сократа, Еврипида, В. Ярхо пишет: «…в то время никто не сомневался в реальности похода семерых против Фив или Троянской войны и, стало быть, таких ее участников, как Агамемнон, Ахилл, Одиссей… В лице же Тесея или Аякса они чтили своих прямых предков и все происходившее с ними могли воспринимать как события в собственном доме, пусть и удаленные во времени. Но зато нравственные проблемы, которые приходилось решать трагическим героям, были самыми что ни на есть актуальными для афинян» (с. 16).

Так сочетаются и согласуются понятия «первая» и «другая» действительность.

Связь с жизнью никогда не мешает индивидуальности и неповторимости настоящего Поэта. Скорее наоборот! Вдохновляясь реальностью. Поэт никогда не становится ее рабом.

Особенно наглядно это проявилось в комедиях Аристофана:

  1. Рецензии на первые две книги В. Ярхо «Трагедия» (М., 2000) и «Обретенные страницы» (М., 2001) см. соответственно: Вопросы литературы. 2001. N 5; 2002. N 4. []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2003

Цитировать

Шанин, Ю. Поэзия культа и культ поэзии эллинов / Ю. Шанин // Вопросы литературы. - 2003 - №1. - C. 336-341
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке