№6, 2016/Книжный разворот

Поэтика «Доктора Живаго» в нарратологическом прочтении

Поэтика «Доктора Живаго» в нарратологическом прочтении. Коллективная монография / Под ред. В. И. Тюпы М.: Intrada, 2014. 512 с.

Эта коллективная монография сложилась на основе «специального студенческо-аспирантско-преподавательского семинара». Все статьи, ранее опубликованные отдельно1, были «отредактированы и превращены в разделы единой книги» (с. 5). Посмотрим, в какой мере справедливы претензии авторов на новизну прочтения романа.

Книга начинается с теоретических выкладок, хотя и не все из них затем пригодились. Так, идея разделения архитектоники и композиции (по М. Бахтину, с. 7) нигде в книге, к сожалению, применения не находит. В других случаях анализ напоминает игру в нанизывание примеров на заранее заданные термины. По мнению авторов, их анализ доказывает, что роман Пастернака принадлежит «к художественной культуре неотрадиционализма, формировавшейся в «семантической поэтике русских акмеистов»» (с. 47). К сожалению, даже самый красивый термин не становится универсальным ключом, открывающим смыслы романного целого. Часто и другие термины, типа «бифуркация» (такое «нестабильное состояние жизни, при котором ее дальнейшее событийное преображение неизбежно, однако не предрешено», с. 80), лиминальный (пороговый), «фокализация» («фокусировка повествования на деталях и частностях», с. 95), — остаются лишь звонкими словами, украшающими рассказ о принципах композиции, описанных, например, уже в работе Б.

  1. См, например: Новый филологический вестник РГГУ. 2012. № 4.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2016

Цитировать

Анисова, А.Н. Поэтика «Доктора Живаго» в нарратологическом прочтении / А.Н. Анисова // Вопросы литературы. - 2016 - №6. - C. 372-373
Копировать