№2, 1984/Обзоры и рецензии

Поэтический поиск Демьяна Бедного

И. Эвентов, Демьян Бедный. Жизнь, поэзия, судьба, М., «Художественная литература», 1983, 191 с.

С именем литературоведа И. Эвентова связано новое прочтение Демьяна Бедного. Если при жизни этого интереснейшего, острого и своеобразного поэта критика то воздвигала ему прижизненные памятники, то обрушивалась на подлинные, а иной раз и на мнимые его недостатки и просчеты, то настоящее изучение творчества Демьяна Бедного началось два – два с половиной десятилетия назад.

И. Эвентову принадлежат заметные работы о поэте – это и множество статей, от опубликованных еще в конце 50-х годов до вышедших недавно в журналах «Звезда», «Нева», «Литературное обозрение» и др.; это и книги – от критико-биографического очерка «Демьян Бедный», изданного в 1953 году, до работ «Жизнь и творчество Демьяна Бедного» (1967), «Поэт красного Питера» (1968), «Демьян Бедный. Биография писателя» (1972)… Кроме того, И. Эвентову принадлежат вступительные статьи и комментарии к изданиям Демьяна Бедного в «Библиотеке поэта», очерки в «Истории русской литературы» АН СССР (X том), вступительные статьи и комментарии к ряду изданий.

Каждую из этих работ отличало не только умение увидеть масштабы поэта и умение «вписать» его в эпоху, в общественные и человеческие отношения, но и безусловная новизна фактов жизни и деятельности поэта. Десятки фактов поэтической биографии Демьяна Бедного были открыты и сообщены ленинградским исследователем.

Недавно вышедшая книга И. Эвентова «Демьян Бедный. Жизнь, поэзия, судьба» – это и обобщение написанного ранее, и анализ нового, еще неизвестного нам материала.

Общепризнано, что одна из трудностей, возникающих при работе над монографией, состоит в том, что любая книга, посвященная одному поэту, драматургу, прозаику, режиссеру и т. д., уже в силу направленности авторского взгляда ставит героя на первый план, вольно или невольно отодвигая его современников в тень.

Автору работы о Демьяне Бедном удалось то, что можно назвать «литературным балансом». Был талантливый поэт, сыгравший почти непонятную сейчас по своим масштабам роль в первые послереволюционные годы… Вряд ли в истории мировой литературы найдется еще один поэт, имя которого не сходило бы с уст многомиллионного народа в течение нескольких лет – и каких лет! – грозных, мятущихся, тяжелейших годов гражданской войны. Его стихи декламировали, его песни пели, его строки выкликали на митингах, их писали на башнях бронепоездов. Листовки с его «манифестами» и частушками сбрасывались с самолетов – хрупких, казалось, едва державшихся в воздухе – в лагерь врага, за линию фронта, и они служили пропуском для перехода в Красную Армию.

Менялась эпоха, менялось время. Но и сегодня мы снова берем в руки томик его басен, стихов, поэм и с удивлением находим в нем не только черты, связывающие поэта с далекими годами прошлого, – мы находим в нем черты, которые остаются в поэзии навсегда. И начинаем понимать, почему его так любили современники – от тех, кто прочитал лишь первые строки букваря, до тех, кто занимал в молодом Советском государстве командные должности; почему так высоко ценил его В. И. Ленин, который в письме в редакцию газеты «Правда» писал о нем: «Талант – редкость. Надо его систематически и осторожно поддерживать» 1.

Но были и другие писатели, чья роль в нашей литературе оказалась еще больше, чем роль Демьяна Бедного.

И. Эвентову здесь помогла точность его знаний в области литературы 20-х и 30-х годов: он изучал сатиру Горького, исследовал поэтические памфлеты и героические мотивы гражданской лирики Маяковского.

Именно это и определило точность масштабов в оценке творчества Демьяна Бедного: «В творческом наследии Д. Бедного есть немало вещей, которые теперь уже принадлежат прошлому. Они сыграли свою роль в освещении фактов политики и быта, в разъяснении важных вопросов общественной жизни. Они изучаются специалистами и представляют определенный интерес для историков журналистики и поэзии.

Но многие произведения Д. Бедного относятся к тем явлениям литературы, которые не тускнеют от времени и не утрачивают силы воздействия на ум и чувства людей. Они составляют неотъемлемую часть художественного достояния нашего народа, счастью и процветанию которого поэт посвятил свою жизнь» (стр. 190).

Ряд поэтических имен и имен прозаиков входит в книгу, определяя масштабы явления, названного «Демьян Бедный». Это современники и предшественники.

Безусловно удачно не декларативное, а подлинно исследовательское сравнение басен Крылова и Демьяна Бедного.

Интересна параллель с М. Е. Салтыковым-Щедриным (Дерунов из «Благонамеренных речей» и «Круглого года») басенного цикла «Дерунов, 1001-й» (см. стр. 52).Удача книги – страницы, посвященные теме «Эзоп и Демьян Бедный». Исследователь сравнил оригиналы греческого баснописца и «переводы» пролетарского поэта, неосторожно пропущенные царской цензурой. И. Эвентов сравнивает строки Демьяна Бедного и подстрочник Эзопа: «У Богача были две дочери. Одна из них умерла, и он нанял плакальщиц. «Как мы несчастны, – говорит оставшаяся дочь, – нам следовало бы плакать, а мы не умеем, те же женщины чужие нам, а меж тем так сильно бьют себя в грудь и убиваются»… – «Не дивись, что они так плачут, дитя мое, – отвечает ей мать, – они делают это за деньги».Есть люди, которые из-за сребролюбия готовы принимать участие в чужом горе» (стр. 71 – 72).

Автор пишет: «Д. Бедный дает исключительно точный поэтический перевод сюжета басни… Но мораль уже имеет конкретный политический адрес – сочинителей из лагеря официозной и либеральной печати, которые ура-патриотическими лозунгами и притворными всхлипываниями пытались одурачить народ, заставить его забыть о тяготах войны:

В годину тяжких бед умейте

отличать

Скорбь тех, кто иль привык,

иль вынужден молчать.

От диких выкриков и воплей

неуемных

Кликуш озлобленных

и плакальщиц наемных!»

(стр. 72)

Таких «параллелей», таких наблюдений в книге немало…

Как известно, целый ряд вопросов, связанных с творчеством Демьяна Бедного, выходит за пределы литературной борьбы, литературных отношений. Если попытки как-то умалить роль Горького, Маяковского, Фадеева всегда терпели крах, то Демьян Бедный был надолго оттеснен куда-то на задний план…

Ленинградский критик выходит в область чистой политики, сложнейших и порой трагических событий нашей истории. И здесь он, как правило, на высоте. Поэт и большевистская пресса, Ленин и Демьян Бедный – обо всем этом рассказано подробно и интересно.

Избегая заманчивых «сюжетных поворотов», спокойно, объективно и правдиво И. Эвентов показывает нам Демьяна Бедного на самых разных этапах его работы. Правда, думаю, что рассказ о критике в адрес Демьяна Бедного в связи с «Богатырями» нуждается в более четких и определенных комментариях. Речь шла ведь не просто об отдельных неудачах поэта. Речь шла по существу о тех ошибках, которые появились и в рапповских установках, и в тезисах некоторых историков; сегодня мы можем говорить прежде всего о недопустимой резкости формы этой критики.

Достоинство книги еще и в том, что мы видим образ поэта. Демьяну Бедному ведь действительно принадлежит немало чисто поэтических открытий – это и возвращение в русскую литературу раешного стиха, и обращение к жанрам, которые до него вспоминались лишь при изучении литературы конца XVIII – начала XIX века… И. Эвентов справедливо пишет, что «в языке поэзии Д. Бедный выше всего ценил классическую строгость и простоту. Незыблемой основой литературного языка он считал язык общенародный, оберегая его всячески от засорения, от формалистических изысков… Но, – продолжает автор, – в своем творчестве Д. Бедный использовал немало слов, обозначавших новое в жизни народа (комбед, субботник, нарком, главк, партиец, нэп, комсомол), широко пользовался политической фразеологией, элементами публичной речи» (стр. 152).

И далее – это очень важно – о том, что Демьян Бедный придавал стиху сатирическую окраску, «искусно деформировал и нарицательные слова, и иностранные выражения («плацдарм устроив эйнцвейдрейно»), и – с особенной щедростью – имена и фамилии, переводя их то в глагольные формы (перефордит, оболдуинит, гуверит), то в прилагательные («фондер-гетманской работы»), то сочетая их друг с другом или сливая с другими словами (Иуденич, Либердан, Чембзолин, Ллойдджорждания, Деника-воин, Кулак-Кулакович)» (стр. 153).

Это сближало его порой с Маяковским. Не случайно, что у Маяковского есть ряд высказываний – И. Эвентов приводит их, – определяющих значение именно форм поэзии Демьяна Бедного, структуры его творчества. Простота, народность Демьяна Бедного заставили с уважением говорить об его творчестве и такого далекого от него поэта, как Борис Пастернак.

Еще одно достоинство книги И. Эвентова. Часто, читая книги критиков об их современниках, видишь, как не хватает им черт живого общения с героем. Если критик и писатель не захотели или не смогли встретиться, обменяться письмами, не сумели каким-то образом заинтересовать друг друга, то с какой филологической насыщенностью ни была бы написана книга критика, ей не будет хватать живых впечатлений. И. Эвентову довелось встретиться с Демьяном Бедным. Об этом он вспоминал и раньше. Об этом пишет и сейчас. И эти несколько строк не только вносят новые черты в образ поэта; они помогают ощутить его живым, реальным.

г. Ленинград

  1. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 48, с. 182.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 1984

Цитировать

Молдавский, Д. Поэтический поиск Демьяна Бедного / Д. Молдавский // Вопросы литературы. - 1984 - №2. - C. 206-209
Копировать