№6, 1965/Обзоры и рецензии

Поэтический эпос Ованеса Туманяна

Э. М. Джрбашян. Поэмы Туманяна, Изд. Ереванского государственного университета, Ереван, 1964, 508 стр. (на армянском языке).

Значение творчества писателя, к сожалению, не всегда пропорционально количеству (да и качеству) научных исследований о нем. Об этом красноречиво свидетельствует состояние современного туманяноведения. Несмотря на то, что прошло больше четырех десятилетий со дня кончины великого поэта, критические и научные работы о Туманяне (в том числе и несколько книг) чаше всего не выходили за рамки задач популяризации творчества писателя или изучения его биографии. И даже ряд интересных научных статей (а этот «малый научный жанр» все еще продолжает доминировать в туманяноведении) не может, разумеется, удовлетворить острой нужды в больших, обобщающих исследованиях о Туманяне!

Книга Э. Джрбашяна – по существу первая научная монография о творчестве великого армянского поэта. И хотя посвящена она исследованию лишь одного жанра – поэмы (а творческое наследие Туманяна необычайно многогранно в жанровом отношении), книга эта имеет более широкое значение.

Думается, не только естественной заинтересованностью темой, не только «влюбленностью» в нее объясняются слова автора книги: «Имя Туманяна в нашем сознании связывается прежде всего с широким и глубоким пониманием эпического. Здесь ни один другой армянский Поэт не может состязаться с Туманяном» (стр. 6).

И действительно, ни в какой другой литературный жанр Туманян не внес так много подлинно новаторского, как в эпическую поэзию, в частности в поэму и балладу. Если в армянской лирической поэзии, с ее богатейшими многовековыми традициями, в конце XIX – начале XX века, наряду с Туманяном, выступила плеяда блестящих, первоклассных поэтов-лириков (назовем хотя бы имена А. Исаакяна, И. Иоаннисиана, В. Теряна, М. Мецаренца, Сиаманто), если в области прозы, наряду с Туманяном, мы видим таких крупных мастеров, как, например, А. Ширванзаде и Нар-Дос, то вклад Туманяна в эпическую поэзию на рубеже двух веков не знает себе равных. Именно в этой области поэтический гений Туманяна раскрылся наиболее полно и всесторонне, именно в поэмах, пожалуй, ярче всего проявились всё важнейшие черты творческой манеры великого писателя.

Труд Э. Джрбашяна, будучи прежде всего исследованием всех пятнадцати поэм Туманяна (притом исследованием, отличающимся научной глубиной, тонкостью, тщательностью анализа), вместе с тем поднимает целый ряд проблем, имеющих кардинальное значение для изучения всего творчества Туманяна.

Это прежде всего проблема народности Туманяна.

Народность – это то, что определяет «душу» туманяновского творчества, как, скажем, в русской поэзии она составляет «душу» некрасовской музы. Однако проблема эта чаще всего ставилась на материале произведений Туманяна на «деревенскую» тему, и в первую очередь таких поэм, как «Лориец Сако», «Маро» и в особенности знаменитой «Ануш», то есть творений, связанных с воспроизведением быта и нравов армянской патриархальной деревни конца прошлого века. И независимо от того, рассматривался ли Туманян как певец патриархальной деревни или как ее критик и обличитель, обе эти точки зрения, не раз приводившие к дискуссиям, вольно или невольно сводили большую и сложную проблему народности к частному вопросу о воспроизведении «народного быта», а Туманян выступил лишь как великий бытописатель армянской патриархальной деревни.

Э. Джрбашян по существу снимает самую альтернативу – «или певец, или критик», убедительно показывая всю сложность отношения писателя к патриархальной деревне. Для Туманяна быт – это не объект этнографического интереса, поэтому тема быта не имеет у него самостоятельного значения. Истоки народности Э. Джрбашян видит в демократизме мировоззрения поэта, высоте его гуманистического и нравственного идеалов, в степени исторической прогрессивности его социально-философских и эстетических взглядов.

Вот почему Э. Джрбашян рассматривает проблему народности на материале не только «сельских», но всех зрелых поэм Туманяна, независимо от их тематики, от наличия в них картин крестьянского быта. Он доказывает, что Туманян народен не только в «Ануш» и «Маро», но и в философской поэме «К вечности», в героико-патриотической поэме «Старая борьба» или поэме «Поэт и Муза», где ставится проблема о назначении поэзии.

Такая постановка вопроса позволила исследователю глубже, чем это было сделано до него, осмыслить характер туманяновской народности.

Вторая «сквозная тема» в книге Э. Джрбашяна – это творческий метод Туманяна как основоположника реалистической поэмы в армянской литературе. Как же происходило становление и развитие реалистического метода в поэмах Туманяна, как от ранних поэм, где в какой-то мере проявлялись элементы реализма (автор книги называет их «стихийным реализмом»), поэт шел к вершинам реалистического мастерства?

Известно, что армянская поэма дотуманяновского периода (а в известной мере и современная Туманяну поэма) была преимущественно поэмой романтической и лирической. Не случайно сам Туманян в письме к Ю. Веселовскому говорил, что его поэмы не имели прямых предшественников в армянской поэзии. И при всем этом нельзя не согласиться с Э. Джрбашяном, когда он доказывает, что истоки новаторской эпической поэзии Туманяна надо искать в армянской литературе дотуманяновского периода (в том числе в прозе), с ее тенденцией к эпическому отражению современности и элементами реализма.

Вместе с тем реалистическая поэма Туманяна не означала только лишь отталкивания от романтической традиции, ибо само по себе романтическое начало в ней остается. Другой вопрос, что романтика характеризует теперь стиль Туманяна (то, что Э. Джрбашян называет «стилевым романтизмом») при реалистических способах типизации жизненных явлений.

Подчеркивая связь поэм Туманяна с национальной традицией, Э. Джрбашян новаторство Туманяна связывает также и с освоением опыта мировой, и прежде всего русской литературы.

Известно, что сам Туманян особо подчеркивал ту роль, которую сыграли в его творческой биографии Пушкин и Лермонтов, в особенности в его работе над жанром поэмы. Э. Джрбашян обращает внимание на любопытную деталь: утверждая в армянской поэзии реалистическую поэму, разрабатывая свойственные реализму способы отражения жизни и опираясь при этом на опыт, например, Пушкина, Туманян во многом использует пушкинские «южные» поэмы, в которых особенно сильно сказывается романтическое начало. Конечно, Туманяну прежде всего была близка в них (и на это справедливо указывает автор книги) сама тематика, идея вольности, уважительное отношение к «малым» народам. Но особенно плодотворна мысль Э. Джрбашяна о том, что в «южных» поэмах Пушкина Туманяна привлекало как раз то, что выводит их за грань традиционной романтической, «байронической» поэмы. «Зерна» реализма, которые имеются в них, были увидены Туманяном и творчески «пересажены» на родную почву. К сожалению, эти интересные наблюдения исследователя не подкреплены более тщательным анализом.

Заслуживает внимания и поднятый автором вопрос о том, как проявляется реалистический метод в «фольклорных» поэмах – «Давид Сасунский», «Взятие Тмкаберда», «Тысячеголосый соловей». Проблема, выдвинутая исследователем, представляет общетеоретический интерес. (Да и вообще в рецензируемой монографии много таких вопросов, далеко выходящих за пределы только лишь туманяноведения.)

Стремление полнее осветить историко-литературное значение поэм Туманяна побуждает автора книги совершать частые экскурсы в прошлое, сопоставлять исследуемые поэмы с тем, что им предшествовало в армянской литературе.

К сожалению, менее полно раскрыта в книге связь Туманяна с современным ему литературным процессом. И хотя в ряде случаев мы видим попытки исследователя проанализировать эти поэмы на фоне литературы той поры, но именно «на фоне», а не в органической связи с ней. Ведь как ни велико новаторство Туманяна в области эпической поэзии, как ни отличен его эпос от предшествующей ему традиции и даже от современной, писателю поэзии, поэмы Туманяна вызваны к жизни всем ходом историко-литературного процесса, они – результат закономерностей этого процесса.

В книге же Э. Джрбашяна этот вопрос получил куда более скромное освещение, чем, например, вопрос о связях туманяновских поэм с предшествующей им традицией. Едва ли исправляет положение и последняя глава книги, сводящаяся к анализу отдельных поэм «современников и преемников», но опять-таки не «включающая» Туманяна в современный ему литературный процесс. Впрочем, этот недостаток разбираемой монографии в какой-то мере объясняется общим состоянием современного туманяноведения, в котором вопрос этот является одним из наименее изученных.

Книга Э. Джрбашяна помогает глубже осмыслить не только эпическую поэзию Туманяна, но и пут» развития жанра поэмы в армянской литературе.

г. Ереван

Цитировать

Мелик-Нубаров, С. Поэтический эпос Ованеса Туманяна / С. Мелик-Нубаров // Вопросы литературы. - 1965 - №6. - C. 198-200
Копировать