Поэт и современность
Салахитдин Мамаджанов, Поэт и современность. Под редакцией Вахида Захидова, Ташкент, 1963, 207 стр. (на узбекском языке).
Было бы несправедливо сказать, что о народном поэте Узбекистана Гафуре Гуляме написано мало. Но до сих пор, за исключением небольшого очерка о его жизни и творчестве, принадлежащего перу одного из старейших литературоведов республики Хамиля Якубова, это были предисловия к сборникам поэта, газетные и журнальные статьи, несколько кандидатских диссертаций.
Книга С. Мамаджанова, являясь обобщением всего написанного до него, в то же время поднимает ряд новых проблем, причем как главную, определяющую автор выдвигает проблему «Поэт и современность». Она и дала название книге.
Творчество Гафура Гуляма – это поистине поэтическая летопись Советского Узбекистана. Все важные события в жизни народа нашли отзвук в сердце поэта и свое художественное отражение в его творчестве. Активное отношение к жизни, стремление преобразовать ее на новых началах, коммунистическая партийность, которая пронизывает его поэзию, – все это делает стихи поэта особенно близкими народу.
Начав свой творческий путь еще в годы формирования и становления литературы социалистического реализма, Гафур Гулям сразу же определил свой собственный путь, свою политическую платформу. Он стал вдохновенным певцом новой, советской жизни, вел активную борьбу с буржуазными националистами – и в своей публицистике, и в своих художественных произведениях.
Для узбекских писателей старшего поколения вопрос «В чем суть творчества?» был далеко не праздным. Не случайно первое стихотворение Гафура Гуляма называлось «В чем красота?». Поэт утверждал в нем красоту самой жизни, деятельной борьбы и труда. Самое прекрасное в мире – это труд и деяния народа, и он стремился как можно полнее воссоздать то, чем была насыщена атмосфера современности.
Связь поэта с революционной действительностью, стремление откликнуться на важнейшие события времени, обращение не к узкому кругу ценителей поэзии, а к самым широким народным массам отнюдь не приводили к «упрощению» его творчества, к созданию злободневных, но маловыразительных «агиток». Наоборот. Эта теснейшая связь с современностью определила весь строй его поэзии, его смелое художественное новаторство.
Продолжая традиции Хамзы Хаким-заде Ниязи, Гафур Гулям ломает веками устоявшиеся каноны, вводит новые жанры, новые формы стиха, в том числе свободный стих Маяковского. «Диапазон вдохновения» (так названа одна из глав книги С. Мамаджанова) необычайно расширяется, вбирая в себя сложные вопросы современности, жизни и борьбы народа.
Стремясь осмыслить грандиозные перемены в жизни и в психологии людей, Гафур Гулям обращается также к глубокой философской лирике, к произведениям, посвященным прошлому, однако и эти темы освещаются, «просветляются» острым чувством современности, ясным пониманием перспектив исторического развития. Историзм и современность – эти черты творчества Гафура Гуляма, говорит автор книги, определяют «жизненную наполненность» его произведений.
С. Мамаджанов намечает этапы развития творчества поэта. Интересны его наблюдения над изменением лирического героя Гафура Гуляма, вызванным изменениями самой действительности. В стихах последнего времени мы видим уже героя, который несет в своем характере зримые черты человека коммунистического общества, воплощает его моральный кодекс.
С. Мамаджанов тщательно собрал материалы, высказывания самого поэта, раскрывающие его эстетические взгляды. Но он понимает также, что правильность эстетических принципов, теоретических высказываний, хотя и значит немало, не есть еще гарантия подлинно художественных свершений. Заслуга исследователя в том, что он раскрывает перед нами очень сложный процесс художественного осмысления действительности.
С. Мамаджанов подвергает тщательному анализу средства художественной выразительности у Гафура Гуляма, сопоставляет различные варианты того или иного стихотворения, напечатанные в газетах и уже включенные в сборники после авторской доработки.
Однако хотелось бы, чтобы процесс превращения замысла в образ был прослежен более обстоятельно, с привлечением рукописей, черновиков. Материал этот был бы весьма интересен и полезен для молодых поэтов, которые многому могут научиться у такого взыскательного художника слова, каким является Гафур Гулям.
Выводы автора книги звучат убедительно потому, что ему чуждо стремление к приукрашиванию, он выступает как объективный исследователь, показывая, как поэт освобождался от налета риторики, который сказывался в известные периоды в его творчестве. Он говорит и о том, что Гафур Гулям злоупотребляет порою архаизмами или без особой на то надобности увлекается историческими образами и аналогиями.
С. Мамаджанов подчеркивает глубоко национальный, но в то же время интернациональный характер поэзии Гафура Гуляма. И в самом деле, вспомним, например, его поэтический шедевр – стихотворение «Ты не сирота», написанное в годы Великой Отечественной войны. В те дни в Узбекистан привезли детей-сирот самых различных национальностей. Отцы их погибли на фронте, и трудящиеся Узбекистана приняли их как своих детей. Чувство гуманности, патриотизма родного народа, истинно узбекское гостеприимство воспеты здесь поэтом, но одновременно они являются и общими особенностями нашего советского гуманизма, подлинного интернационализма.
К недостаткам книги С. Мамаджанова надо отнести то, что в ней слабо порою освещен «литературный фон», особенно когда речь идет о периоде Великой Отечественной войны и послевоенном времени. Вряд ли удовлетворят читателя главы, посвященные поэмам и балладам Гафура Гуляма, – научный уровень этих разделов ниже возможностей автора. Жаль, что вне поля зрения исследователя осталась публицистика и проза Гафура Гуляма.
Необходимо посоветовать автору более внимательно относиться к цитируемым текстам, ибо в одном месте он приписал Гафуру Гуляму стихотворение, которое ему не принадлежит.
г. Ташкент