№5, 1964/Коротко о книгах

Интересная историко-литературная параллель

«Theater der Revolution». Maréchal. Das jüngste Gericht der Könige. Majakowski. Mysterium buffo. Herausgegeben und mit einem Vorwort versehen von Dr. Trude Richter. Berlin, 1963, 219 S.

Среди многих публикаций и критических работ, посвященных наследию революционной литературы и получивших распространение в ГДР, привлекает внимание оригинальный сборник, изданный известной немецкой исследовательницей Трудой Рихтер. Он вышел под названием «Театр революции» и включает две драмы: «Страшный суд над королями» Сильвена Марешаля и «Мистерию-буфф» Владимира Маяковского.

Во введении к книге подробно раскрывается ее замысел: показать на двух примерах, как в эпохи бурных революционных переворотов театр становится зеркалом великих событий и выдвигает могучих авторов, передающих пафос восставших народных масс.

Две пьесы – две эпохи. 1793 год – год энергичного разворота событий первой буржуазной революции во Франции, 1918 год – дата первой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, когда состоялась премьера «героического, эпического и сатирического» спектакля Маяковского.

Именно этот общий замысел – публикация произведений, связанных с двумя разными революциями в двух разных странах, – представляет главный интерес.

Несомненна заслуга автора в пропаганде творчества Марешаля, наследие которого не удостаивается большого внимания в буржуазном литературоведении. Характерно, что пьеса С. Марешаля специально переведена для этого издания и впервые стала доступна немецким читателям.

В конкретном анализе образов, стиля, языка двух пьес в работе Т. Рихтер много интересного. Частично она опирается на работы советских ученых (Д. Обломиевского, В. Перцова, Е. Наумова и др.).

Нам представляется спорной попытка Т. Рихтер рассматривать «Страшный суд над королями» и «Мистерию-буфф» как этапные произведения в истории реализма (стр. 30). Эта мысль вызывает возражения уже потому, что надо еще сначала доказать, можно ли в полной мере считать реалистическими ту и другую пьесу. Драма Марешаля изображает не реальную, а воображаемую ситуацию (крушение всех европейских монархий, в результате чего все короли, императоры и даже папа римский сосланы на отдаленный остров). В пьесе прекрасно выражена революционная романтическая мечта, и в этом заслуга Марешаля. Много условности и символики и в пьесе Маяковского. Т. Рихтер справедливо указывает (стр.

Цитировать

Тураев, С. Интересная историко-литературная параллель / С. Тураев // Вопросы литературы. - 1964 - №5. - C. 229-231
Копировать