№10, 1967/Наша анкета

Почему я стал сатириком?

Редакция обратилась к ряду советских писателей, посвятивших свое творчество сатире и юмору, с просьбой ответить на два вопроса:

1.Почему Вы стали сатириком? Довольны ли Вы выбором литературного оружия?

2. Какой, на Ваш взгляд, будет сатира в XXI веке?

Как смогут убедиться читатели, ознакомившись с ответами на анкету, причины, побуждающие литератора взяться за столь грозное оружие, как сатира, бывают самые разные. Столь же различаются литературные мечтания сатириков о судьбах выбранного ими литературного жанра. Но в ответах есть и одна общая черта – они написаны не только всерьез, но и в шутку1.

 

Виктор АРДОВ

Прошу извинить, что отвечаю вам несмешно: поставленные вами вопросы настолько значительны для меня, что хочется ответить всерьез.

Если я скажу вам, когда я стал сатириком, вы поймете, почему это случилось.

Мой первый юмористический рассказ я написал в тринадцать лет. Темы для карикатур и самые рисунки я делал уже в одиннадцать лет… Мне просто не было другого пути к жизни!

С тех пор прошло более полувека. И ни разу ни на секунду я не пожалел о том, что выбрал себе такое хлопотное и не всегда безопасное ремесло. Только тот, кто испытал хотя бы один раз счастье дарить людям смех, сумеет понять, насколько пленительна наша профессия – профессия сатирика. Когда мне удается рассмешить аудиторию – рассказом, рисунком, публичным исполнением моего произведения, – я испытываю ни с чем не сравнимую радость.

Эта радость возникает от сознания, насколько ты нужен всей массе смеющихся вот здесь, сейчас людей!

И в XXI веке, и в последующие века сатира и юмор не умрут. Будут меняться объекты смеха, обогатятся приемы комического искусства и сатирической литературы, но смех не отомрет никогда!

Полагаю, что предметами сатиры будущего явятся человеческие недостатки, несоответствия общественной жизни, нелепости моды и крайние мнения. И еще – то, что мы называем «злобою дня». Предсказывать конкретно эти явления нет надобности – их породит эпоха. И нашим потомкам будет так же смешно, когда они станут внимать сатирикам своего века, как смешно нашим современникам расшифровывать и постигать отклики и намеки на факты сегодняшние.

Как видите, я настроен крайне оптимистично в отношении сатирических жанров.

 

Борис ЕГОРОВ

1. Я стал сатириком по приказу. В 1945 году, демобилизовавшись, я поступил на работу в ежедневную многотиражную газету «Московский автозаводец» (ЗИЛ). Редактор А. И. Клюев поручил мне вести комсомольский отдел. Но через несколько дней он вызвал меня и спросил:

– Сатирой когда-нибудь занимался?

– Нет.

– А у нас будешь. Вменяю тебе в обязанность, кроме комсомольского отдела, через день сдавать сатирическую страницу. Учти, до конца испытательного срока еще далеко. Не справишься – уволю! Сам понимаешь, газета без сатиры – не газета.

Так мне было приказано стать сатириком. А поскольку этого приказа позже никто не отменял, сатириком я и остался.

Доволен ли я выбором литературного оружия?

Люблю свой жанр безмерно, но оружием его не считаю. Сатира, как и любой другой жанр литературы, воспитывает человека, формирует общественное мнение, доставляет читателю определенное эстетическое удовлетворение. «Оружие» – это слишком однобокое определение. Исходя из него, авторы сатирических романов – артиллеристы-бомбардиры, рассказчики и фельетонисты – минометчики, эпиграммисты и афористы – нечто вроде автоматчиков. И все ужасно стреляют! Все кого-то убивают…

  1. Окончание анкеты будет опубликовано в N 12 за этот год.[]

Цитировать

Карбовская, В. Почему я стал сатириком? / В. Карбовская, А. Раскин, Л. Ленч, Г. Рыклин, Л. Зорин, В. Ардов, Б.Ф. Егоров // Вопросы литературы. - 1967 - №10. - C. 239-244
Копировать