№3, 1998/Мозаика

Поборники литературы. Презентация журнала «Эроп». Вступление и перевод Л. Завьяловой

Мысль об обмене «визитными карточками» между двумя родственными критико-литературоведческими журналами – французским «Эроп» и российским «Вопросы литературы» – родилась в Москве и нашла безоговорочное одобрение в редакции. Она давно назрела и, по сути дела, возвращала нас к традиции профессиональных, творческих, а также личных и дружеских контактов.

Мои сомнения в успехе такого демарша и нерешительность отчасти снимались стечением сложившихся на этот момент благоприятных обстоятельств: мне предстояла деловая поездка в Париж, а значит, можно было избежать «услуг» почты и даже факсимильной связи. Пьер Гамарра – председатель редакционного комитета журнала «Эроп» – с огромным интересом воспринял мои рассказы о Москве и сразу откликнулся на предложение. Дня через два или три мы пили кофе в привокзальном ресторанчике, пока я пробегала глазами текст его презентации «Эроп», – раньше сказали бы «отчет о проделанной работе».

Я пришел в «Эроп» благодаря дружескому содействию – встрече с несколькими деятелями литературы, которые сотрудничали с этим журналом на протяжении многих лет, а точнее, еще с довоенного времени (имеется в виду вторая мировая война. – Л. З.). То были поэты, в их числе Арагон и Поль Элюар, романисты – например, Луи Гийу, Андре Шамсон и Луи Мартен-Шофье.

В 1948 году я был удостоен франко-швейцарской премии, которую присудили моему первому роману – «Огненный дом». Гийу, Шамсон, Мартен-Шофье являлись членами жюри этой премии. Они были и остаются выдающимися писателями, но совершенно разными личностями. Так, Луи Гийу, автор романа «Черная кровь» – произведения, очаровавшего читателей моего поколения в последние предвоенные годы, – отличался анархичным, независимым характером; Луи Мартен-Шофье – очень сильная личность, верующий христианин, переживший депортацию, писатель чуткий и талантливый; Андре Шамсон – плодовитый и сильный романист родом из французских Севенн – области, где укоренились протестанты, скрывавшиеся от преследований еще со времен Людовика XIV…

Я отмечаю различия этих писателей, которые, наряду с Жаном Кассу и Луи Арагоном, были моими «крестными отцами» в «Эроп». Жан Кассу – очень независимый ум, человек свободы и высокой культуры – предложил мне уехать из родной Тулузы и «подняться» в Париж, чтобы вплотную заняться журналом «Эроп». Вскоре Арагон, которого я встретил в Тулузе, предложил мне занять именно этот пост, выполнять именно эти функции, которые мне суждено было выполнять в течение множества лет. Незадолго до этого события я получил важную литературную премию и был уже не совсем новичком в литературе. Тем не менее я колебался, прежде чем согласиться на то, чтобы взвалить на себя подобную ответственность и занять столь почетный пост, – я тогда уже знал, к чему это будет меня обязывать.

Ежемесячный литературный журнал «Эроп» был основан в 1923 году Роменом Ролланом и группой писателей (среди его вдохновителей, помимо Луи Арагона, Жана Кассу и Поля Элюара, на обложке журнала указаны также Пьер Абраам, Жан-Ришар Блок, Жан Генно и Эльза Триоле. – Л. З.). Еще в юношеские годы я буквально проглатывал некоторые его номера, где можно было встретить имена знаменитых писателей из Европы и Америки. Фолкнер, Горький, Сартр – десятки и десятки имен.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 1998

Цитировать

Гамарра, П. Поборники литературы. Презентация журнала «Эроп». Вступление и перевод Л. Завьяловой / П. Гамарра // Вопросы литературы. - 1998 - №3. - C. 376-378
Копировать