№12, 1963/Коротко о книгах

По законам науки и красоты

В. Романенко, Чехов и наука. Харьковское книжное изд-во, 1962, 208стр.

Автор книги «Чехов и наука» поставил перед собой большую и серьезную задачу – изучить философские, социологические и эстетические взгляды писателя и проследить, как естественнонаучное образование и материалистическое мировоззрение обогатили его художественные искания и творческую практику.

Первая глава книги – «В поисках научного мировоззрения» – убедительно, на широком и во многом новом материале, доказывает мысль о том, что Чехов, будучи глубоким и оригинальным мыслителем, человеком передовых общественных убеждений, вырабатывал в себе черты материалистического мировоззрения.

В главе «У границ философии искусства» В. Романенко вводит нас в круг собственно эстетических взглядов писателя. «Замечательной чертой философских и эстетических воззрений А. П. Чехова, – пишет автор, – явилось его требование необходимой связи между философией, естествознанием, общественной жизнью и художественной литературой» (стр. 94). Чехов был ярым противником тех, кто стремился к противопоставлению таланта – уму, искусства – науке. В основе творческого процесса, полагал он, должно лежать глубокое и доскональное знание жизни, ее серьезное изучение. Другим необходимейшим условием художественного творчества Чехов считал наличие у писателя определенного мировоззрения. Только сочетание «общей идеи», соответствующей прогрессивным тенденциям эпохи, с талантом может привести к художественному обобщению, к правильной постановке вопроса, которая обязательна для писателя и без которой не может быть настоящего художественного произведения.

Таким образом, Чехов противопоставлял свои эстетические воззрения как сторонникам «чистого искусства», так и последователям теории «физиологии творчества» (нашедшей своего наиболее яркого выразителя в лице Э.

Цитировать

Питляр, И. По законам науки и красоты / И. Питляр // Вопросы литературы. - 1963 - №12. - C. 221-222
Копировать