По страницам литературоведческих и литературно-критических журналов
«Русская литература», 1989,N2
В. Холшевников в статье «Из истории русской рифмы»рассматривает вопрос о рифме заударных о и а и ударных е и ё на материале произведений XVIII и первой четверти XIX века (от Ломоносова до Лермонтова); автор считает, что «рифма настолько важный элемент стихотворной речи, что ее нарушение изменяет связи между словами, а значит, и их смысл». Холшевников обращает внимание и на то, что «культура чтения стихов XVIII века и пушкинской поры у нас в массе низка, особенно в школе, да и на филологических факультетах», что необходимо преподавателям вузов и педагогических училищ прививать своим слушателям любовь и уважение к поэтическому слову.
А. Киселева в статье «Народная причеть как поэтический жанр»пишет, что «общность социально-бытовой функции причети, специфика ее структуры, содержания и поэтического строя, общий характер исполнения и музыкального оформления приводят к выводу: причеть является единым лиро-эпическим жанром. Связь причитаний с конкретным обрядом или бытовой ситуацией исторически выделила следующие разновидности причитаний: похоронные, рекрутские, свадебные и бытовые».
Ведущему критику журнала «Русский вестник»1870-х годов В. Г. Авсеенко посвятила статью Э. Гайнцева. По мнению автора, «позиция Авсеенко – критика и беллетриста была заведомо лишена самостоятельности. Включенный в сложную систему официальных отношений, он являл собою тип литератора-чиновника, служебная карьера которого находилась в прямой зависимости от издателя «Русского вестника». Эта ситуация сама по себе отрицала возможность творческой свободы Авсеенко, превращая его в послушное орудие хозяина и закономерно предопределяя логику социального поведения, связавшуюся в сознании современников с образом Булгарина».
В статье «Из истории изучения творчества Маяковского (Маяковский и культ личности Сталина)»Г. Черемин отмечает: «Разоблачение культа личности Сталина положительно сказалось и на судьбе творческого наследия Маяковского. Советскими литературоведами была подвергнута критике негативная роль, которую сыграла сталинская формула, относящаяся к Маяковскому… Но еще в течение долгих лет продолжала действовать инерция многих стереотипных представлений о Маяковском, навеянных культом личности».
«Волочебные песни в своих древнейших чертах восходят к общеславянской основе, – пишет З. Власова в статье «Скоморохи и волочебничество». – В русском фольклоре, при некоторой сохранности мотивов, исчезло понятие «волочебные песни», но возникли «вьюнишные песни»… Они представляют сравнительно позднее образование, возникшее на какой-то разрушенной обрядовой основе. Понятия «скоморох», «музыка», «дудариня»в белорусском фольклоре не стали принадлежностью только волочебных песен, они встречаются и в свадебном обряде. Память о скоморохах в Белоруссии сохранилась несомненно лучше… Поэтому так важно учесть тот материал фольклора, который сохранил следы их деятельности».
В этом номере читатель сможет ознакомиться со статьями: Я. Билинкиса «Идеи В. И. Ленина и процесс художественного развития», А. Николаева «О музыкальном воплощении пушкинских сюжетов (заметки композитора)».
Рубрику «Из наследия русских писателей»открывает статья А. Пигина «Повесть А. М.
Ремизова «Соломония»и ее древнерусский источник». Автор пытается осмыслить художественную логику одной из «редакций»Ремизова повести «Соломония»– пересказа великоустюжской «Повести о Соломонии». Повесть «Соломония»читатель сможет найти в этом разделе журнала.
Опубликована статья П. Флоренского «Троице-Сергиева лавра и Россия»(вступительная статья и примечания В. Котельникова). Статья печатается по тексту первой публикации в сборнике «Троице-Сергиева Лавра. Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. 1019. Сергиев Посад.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.