№4, 1990/В шутку и всерьез

Мне хорошо

МАЛЕНЬКАЯ ПЬЕСА ДЛЯ БАЛАГАНА

Входят Писатель и Философ. Садятся и как бы продолжают начатую беседу.

ПИСАТЕЛЬ. Писатель не должен писать то, что он думает. Это его частное дело. Это может интересовать его жену. Народ не интересует, что думает та или иная отдельная личность.

ФИЛОСОФ. Допускаете ли вы, что писатель имеет свою точку зрения?

ПИСАТЕЛЬ. Отчего же? Писатель может иметь свою точку зрения, но он не обязан с ней считаться. И уж конечно, не должен навязывать ее другим. Никто не имеет права злоупотреблять печатным словом, в том числе писатель. К сожалению, у нас еще не все это понимают. А как сейчас обстоит дело с философией?

ФИЛОСОФ. О, с философией как никогда благополучно. Мы все пришли к единому мнению, и нет никаких оснований полагать, что в ближайшее время будут расхождения. У нас, философов, сейчас первоочередная задача – внедрить философию в быт. Надо добиться того, чтобы каждый человек мог написать работу, где излагались бы его философские взгляды. Вы понимаете, как это обогатило бы нашу науку. Мы уже поставили несколько экспериментов.

ПИСАТЕЛЬ. И какие результаты?

ФИЛОСОФ. Результаты блестящие. Одна слушательница нашего семинара написала громадную статью на тему: почему нет Бога. Хотя по образованию она косметичка, статья написана очень толково и отлично аргументирована. А одна девяностодвухлетняя бабка продиктовала – писать она не может, она неграмотная – статью на тему: «трансцендентное восприятие псевдологики как субстанция кантианства…

ПИСАТЕЛЬ. Ну и как? Интересно?

ФИЛОСОФ. Блестяще! Какая ясность мысли, какая смелость в обращении с терминами!

ПИСАТЕЛЬ. Что вы говорите? Без специального образования?

ФИЛОСОФ. Без всякого образования. Я же говорю: темная, неграмотная старуха. Всю жизнь горшки мыла.

ПИСАТЕЛЬ. Значит, самородок?

ФИЛОСОФ. Бесспорно. Конечно, не обошлось без казусов – каждый раз вместо «Кант»она говорила «рант». Потом мы узнали: оказывается, ее покойный муж был сапожник. Но все остальное – интуиция, ум, житейская логика – просто поразительно. Мы подали ходатайство о присуждении ей кандидатской степени без защиты.

ПИСАТЕЛЬ. Ну и как, присудили?

ФИЛОСОФ. А, знаете наших формалистов: «Надо сдать кандидатский минимум». Уперлись, и точка. Тогда мы решили хлопотать о зачислении этой бабки в аспирантуру. Опять отказ: видите ли, по возрасту не подходит. Но мы все-таки добились разрешения. Так теперь они другое запели: «Она неграмотная! Не умеет ни читать, ни писать!»Так учите! На то и аспирантура! Вот какое равнодушие. А кричат: «Нам нужны самородки!»

ПИСАТЕЛЬ.

Цитировать

Павлова, М. Мне хорошо / М. Павлова // Вопросы литературы. - 1990 - №4. - C. 254-258
Копировать