№10, 1979/Хроника

По страницам литературоведческих и литературно-критических журналов

«Филологические науки», 1979, N 3

В статье Л. Кричевской «Портрет в прозе Пушкина» характеризуются отличительные свойства пушкинского портретного искусства.

Журнал посмертно публикует статью М. Пейсаховича «Астрофические формы в поэзии» Пушкина».

К. Петросов рассматривает в своей статье «Стилевое новаторство Маяковского в поэме «Облако в штанах». Автор отмечает, что выдающееся значение поэмы, ее новизну, воспринимавшуюся особенно остро на фоне декадентской лирики, в той или иной мере оценили наиболее чуткие современники молодого Маяковского сразу же после выхода первого издания. Открытия, сделанные Маяковским в поэме и развитые им в дальнейшем, по-новому отозвались, как известно, в творчестве разных советских поэтов. Оказали они плодотворное воздействие и на зарубежных художников слова.

К. Петросов стремится разобраться в особенностях построения поэмы Маяковского, выявить, что в ее архитектонике и стиле связано с продолжением творческих традиций и, главное, как молодой Маяковский не просто возрождал, а обновлял большую поэтическую форму.

«Роль фольклорных традиций в создании народного характера» – так озаглавлена статья Т. Кривошаповой. Автор исследует этот вопрос на материале, современной русской прозы о деревне – произведениях В. Шукшина, В. Белова, В. Распутина, Ф. Абрамова. Эти писатели, не мнению исследовательницы, стремятся показать народные истоки таких качеств человека эпохи развитого социализма, как нравственная стойкость, мужество и душевная теплота. В современной прозе о деревне влияние традиций народного творчества ощутимо на жанрово-композиционном и стилистическом уровне, а кроме того (и это особенно важно) – на уровне содержательном. У одних писателей фольклорные мотива связаны с непосредственным созданием портретной характеристики персонажа, у других – они средство психологического анализа, выявляющее отношение персонажей к природе и труду. Автор прослеживает в своей статье три приема использования фольклорных традиций писателями: переосмысление фольклорных образов, использование фольклора в речевой характеристике персонажей и непосредственно в авторском повествовании.

В статье «В. К. Тредиаковский, и начало формирования в России историко-литературного мышления» А. Курилова отмечает, что одной из важнейших, заслуг Тредиаковского – историка было открытие метода хронологического познания литературных явлений. Литература, до того бывшая в глазах читателей и литературной общественности единой и как бы неделимой во времени массой, вдруг обнаружила признаки определенного движения и развития. Открытие литературной хронологий явилось по существу открытием истории литературы как особого, специфического явления литературной и общественной жизни.

В журнале напечатаны статьи И. Девицкого «Мотив самоотречения в «Волшебной горе» Т. Манна», Б. Павловой «Роль символа «оно» в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина», а также рецензия И. Карташовой на книгу Г. Курляндской «Структура повести и романа И. С. Тургенева 1850-х годов».

В разделе «Научная жизнь» опубликована информация о третьем межвузовском семинаре «Вопросы сюжетосложения», который состоялся в Даугавпилсском педагогическом институте.

Цитировать

От редакции По страницам литературоведческих и литературно-критических журналов / От редакции // Вопросы литературы. - 1979 - №10. - C. 314-316
Копировать