№5, 2016/История русской литературы

Плагиат как шедевр: Лев Панютин и Достоевский

В 1871 году Достоевский начинает публиковать новый роман «Бесы» в журнале «Русский вестник» М. Каткова. Незадолго до этого в одном из писем Н. Страхову Достоевский признается:

На вещь, которую я теперь пишу в «Русский вестник», я сильно надеюсь, но не с художественной, а с тенденциозной стороны; хочется высказать несколько мыслей, хотя бы погибла при этом моя художественность. Но меня увлекает накопившееся в уме и в сердце; пусть выйдет хоть памфлет, но я выскажусь [Достоевский: 112].

И чуть позже, уже в письме к А. Майкову, он подчеркнет свое желание высказаться жестко и определенно: «Хочу высказаться вполне и открыто и не заигрывая с молодым поколением» [Достоевский: 154]. Но это желание Достоевского говорить о проблемах молодого поколения, его онтологическое разочарование в либерализме, философские размышления о Боге и Зле, грядущие картины апокалипсического революционного движения, воплощенные в «Бесах», не были вполне поняты современниками1.

Ни на один роман Достоевского критика не была такой тенденциозной и безжалостной. Особенно это касается представителей революционной и либерально-демократической печати. В чем только не обвиняли Достоевского: в искажении действительности, в оскорблении либерализма 40-х годов, в предательстве высоких революционных идеалов его молодости, в злобной клевете на молодое поколение, в фальсификации фактов и плагиате. Многие из его оппонентов намекали на душевное состояние Достоевского, воображение которого породило нездоровых героев «Бесов». Герои «Бесов» — «госпиталь», населенный эксцентричными пациентами [М. Н.]; «»Бесы» Федора Достоевского действительно принадлежат к замечательным произведениям нашей бедной современной литературы, но вовсе не с художественной точки зрения, а единственно с патологической, врачебной…» [Минаев]; «…увлекшись разработкой эксцентрических идей и исключительно патологических явлений, г-н Достоевский просмотрел общую и здоровую основу» [Михайловский: 324]; один из критиков счел, что писатель, постоянно занимающий нас «рассказами о душевных состояниях разных идиотов, маньяков, меланхоликов, эпилептиков…» [П. Н.: 156], и сам страдает болезненным настроением ума.

Эта журналистская травля Достоевского продолжилась и после его объявления о редактировании «Гражданина» кн. Мещерского и публикации «Дневника писателя». Общественную позицию писателя стали считать продажным ренегатством и советовали ему перечитать свои ранние произведения. Один из критиков сравнил публицистический дебют Достоевского с «Записками сумасшедшего» Гоголя. Интересно поподробнее остановится на личности именно этого оппонента Достоевского.

Лев Константинович Панютин (1831-1882), русский поэт, писатель, журналист. В 1853 году имел чин коллежского регистратора и служил заседателем в Херсонском уездном суде. Свою литературную карьеру начал в 1858 году, опубликовав сборник стихотворений в Москве. С начала 1860-х жил в Петербурге и сотрудничал в ряде либеральных изданий: «Голос», «Отечественные записки», «Неделя», «Будильник». Фельетоны и статьи Панютина, написанные живым языком, отличались остроумием, наблюдательностью и пользовались успехом2. Печатался под псевдонимом Нил Адмирари («Ничему не удивляйся» в переводе с латыни). Тяжело заболев, он умер в одной из больниц Петербурга.

Достоевский лично не знал Панютина (они вместе выступали на похоронах Некрасова, но не были знакомы). Об этом упоминает В. Короленко в своих воспоминаниях:

  1. Более подробно об этом говорится в статье О. Захаровой «Спор с Достоевским о «Бесах»…» [Захарова].[]
  2. В 1872 году они были опубликованы отдельным изданием: Собрание повестей, очерков, корреспонденций и проч. Нила Адмирари. В 2 тт. СПб.: Тип. А. Краевского, 1872. См.: [Лев…]. []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2016

Литература

Адмирари Нил Панютин Л. К. >. Листок // Голос. 1873. 14 января.

Достоевская А. Г. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1987.

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30 тт. Т. 29. Кн. 1. Письма, 1869-1874. Л.: Наука, 1986.

Захарова О. В. Спор с Достоевским о «Бесах»: проблема непонимания романа в прижизненной критике // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 7. Петрозаводск: ПетрГУ, 2012. С. 143-162.

Короленко В. Г. Из истории моего современника // Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. В 2 тт. Т. 2. М.: Художественная литература, 1990. С. 356-359.

Лев Константинович Панютин // Русский биографический словарь / Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества Половцова А. А. Т. 13. СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1902. С. 292-293.

М. Н. Б. н. > // Биржевые ведомости. 1872. 24 марта.

Минаев Д. Д. «Бесы» Достоевского // Искра. 1873. 21 февраля.

Михайловский Н. К. Литературные и журнальные заметки // Отечественные записки. 1873. Февраль. Т. ССVI. С. 314-343.

Назиров Р. Г. Реминисценция и парафраза в «Преступлении и наказании» // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 2. Л.: Наука, 1976. С. 88-95.

П. Н. Ткачев П. Н. > Больные люди. «Бесы» // Дело. 1873. № 3. С. 156.

Панютин Л. К. > На Смоленском кладбище // Собрание повестей, очерков, корреспонденций и проч. Нила Адмирари. В 2 тт. Т. 2. СПб.: Тип. А. Краевского, 1872. С. 127-136.

Подготовительные материалы и рукописные редакции // Достоевский Ф. М. Указ. изд. Т. 21. Дневник писателя. 1873. Статьи и заметки. 1873-1878. 1980. С. 294-314.

Туниманов В. А. Л. К. Панютин и «Бобок» Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 2. С. 160-163.

Цитировать

Казакова, Н.Ю. Плагиат как шедевр: Лев Панютин и Достоевский / Н.Ю. Казакова // Вопросы литературы. - 2016 - №5. - C. 214-224
Копировать