№4, 1976/Обзоры и рецензии

Критика и литературоведение на страницах периодических изданий

В N 1 журнала к 150-летию со дня рождения Салтыкова-Щедрина напечатаны статья А. Туркова «Судьба Щедрина», заметка А. Шамаро «Москва «Пошехонской старины» и рецензия Н. Шевелева на Книгу Е. Покусаева «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина».

С обзором французской литературы, изданной в 70-е годы, выступает З. Кирнозе; И. Дрейцер рецензирует книгу Евг. Богата «Чувства и вещи»; Л. Чернявский – книгу воспоминаний И. Риманова «Встречи с Ярославом Гашеком».

К 100-летию со дня рождения Джека Лондона редакция публикует статью «Пафос мужества и борьбы».

Корреспондент журнала А. Моршин побывал в четырех научных учреждениях АН СССР, занимающихся исследованием зарубежной культуры, и попросил рассказать о том, как ведутся исследования интернациональных культурных связей, о становлении социалистических литератур и о их взаимном влиянии и обогащении и. На эти вопросы отвечают: сотрудник ИМЛИ В. Мещеряков, и. о. ученого секретаря Института славяноведения и балканистики АН СССР С. Васильев, ученый секретарь Института востоковедения АН-СССР Б. Сыронян и ученый секретарь Института Африки АН СССР И. Витухин.

На вопрос читателя В. Валдаса о том, как фантастика соотносится с реальностью, отвечает писатель-фантаст Д. Биленкин.

«ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ», 1976, N 1

В N 1 журнала под рубрикой «Навстречу XXV съезду КПСС» опубликованы выступления П. Николаева «Литературная наука, политика, художественный процесс», Р. Будагова о некоторых общих проблемах филологии и В. Сидельникова «Литературоведение в университетах страны (1971 – 1975 гг.)».

К 150-летию со дня рождения Салтыкова-Щедрина напечатана статья С. Шаталова «О психологизме в романе «Господа Головлевы».

Далее в номере помещены статьи Н. Соколовой «Ассоциация и аллегория в поэтической системе Леонида Мартынова», В. Бабенко «Проблемы творчества ирландского писателя Брендана Биэна» и В. Вомперского «Стилистическая теория А. Д. Кантемира».

В разделе «Материалы и сообщения» опубликованы сообщения Е. Семенова «Был ли Михайловский идейным вдохновителем автора «Подростка»?» и Е. Никишаева «Когда Чичиков скупал мертвые души?».

«ВОПРОСЫ ИСТОРИИ», 1976, N 1

В N 1 журнала «Вопросы истории» напечатана статья С. Косухкина и В. Малиновского «За достоверность документально-художественных изданий». Статья посвящена историко-революционной теме и современной советской литературе. Произведения на эту тему они делят на две группы: одна группа – «чисто художественные» произведения, авторы которых вольны выбирать и конструировать те или иные сюжетные коллизии и образы – от них требуется только верное понимание исторической ситуации. В отличие от них авторы другой группы – документально – художественных произведений – обязаны соблюдать верность историческим фактам, с точностью воссоздавая обстоятельства и образы участников этих событий.

Отметив целый ряд ошибок, которые были допущены в книгах на историко-революционную тему («Январские ночи» Л. Овалова, «Невский лед» И. Кычакова, «Конкордия» В. Морозовой, «Слово о Втором съезде» В. Долгого, «Ласточки грядущей весны» А. Аренштейн, «Товарищ Богдан. Рассказы о Бабушкине» Б. Раевского, «Много необыкновенных дней» Н. Асанова, «Корреспонденты ленинской «Искры» Ю. Корша, «Один из семи» Л. Фоменко), авторы приходят к выводу, что критика должна оценивать эти издания не только с литературно-художественной стороны, но и со стороны научно-исторической. Это, по мнению С. Косухкина и В, Малиновского, повысит ответственность авторов и издательств, выпускающих историко-революционные книги.

В этом же номере опубликована статья И. Ковалевой «Ткачи» и русское революционное движение», в которой речь идет о судьбе пьесы Герхарта Гауптмана в царской России. Эту пьесу, связанную с реальными историческими событиями – восстанием силезских ткачей в 1844 году, – в течение многих лет не разрешали к постановке. Царская цензура не могла допустить, чтобы идея «бунта» открыто прозвучала со сцены российского театра.

Когда В. И. Ленин впервые увидел «Ткачей» в «Немецком театре» в 1895 году в Берлине, он понял, что это произведение может стать идейным оружием в деле политического воспитания русских рабочих. Ленин отредактировал русский перевод «Ткачей», сделанный А. И. Елизаровой-Ульяновой, настоял на том, чтобы пьеса вышла отдельной книжкой, и цитировал ее на занятиях с рабочими в подпольных революционных кружках Петербурга.

Интерес к пьесе особенно возрос в 1905 году, когда была развернута работа по подготовке вооруженного восстания, и одним из направлений этой подготовки явилось идейное воспитание рабочих, чему не в малой степени содействовали художественные произведения революционного содержания.

Цитировать

От редакции Критика и литературоведение на страницах периодических изданий / От редакции // Вопросы литературы. - 1976 - №4. - C. 298-300
Копировать