Не пропустите новый номер Подписаться
№2, 1991/Хроники

Писатели о современной русской литературе и о себе: М. Алданов, А. Ремизов, Ф. Степун, М. Цветаева, Е. Чириков, И. Шмелев, М. Слоним, В. Ходасевич, З. Гиппиус, И. Бунин. Публикация А. Безносова

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОВЧЕГ НА БЕРЕГАХ ВЛТАВЫ

Первая и самая многочисленная колония русских литераторов, ученых, художников, музыкантов и технической интеллигенции оказалась к 1924 году в Праге. Правительство Чехословацкой республики по инициативе президента Томаша Масарика предоставило изгнанникам кров и условия для творчества. В их среде сталкивались различные философские и религиозные течения, политические взгляды, литературные и художественные направления. Жаркие споры, полемика, оценки, суждения отражены на страницах русской периодической печати за рубежом. О творческом и интеллектуальном потенциале русской эмиграции можно судить по числу газет, журналов, литературных альманахов, выходивших в 20-е годы. Список русских периодических изданий за рубежом насчитывал более 500 названий, а каталог 1926 года включал 8200 книг на русском языке.

Из множества русских журналов, выходивших в Праге и других европейских столицах от Хельсинки до Парижа, внимание литературоведов привлекает литературно-художественный и общественно-политический иллюстрированный журнал «Своими путями». Кредо его издателя. Русского Демократического Студенческого Союза в Чехословакии, – «Россия все-таки есть!». В редакционной статье первого номера за октябрь-ноябрь 1924 года раскрывается направление журнала: «Устремление в литературу, искусство, религию и политику, наблюдаемое и в России, и в эмиграции, не знаменует ли оно жажду искания духовного смысла происшедшего, не есть ли оно признак духовного возрождения от мертвящего сна безвременья?.. Вместе с молодым поколением России мы хотим явиться строителями жизни, и не наша вина в том, что к этому мы вынуждены идти своими путями».

Взоры соотечественников, их помыслы и чаяния были обращены к Родине; они стремились «вглядеться в образ современной России, почувствовать ее душу». Специальные выпуски журнала целиком посвящались этой теме (N 6 – 7 за 1925 год), литературной и творческой жизни эмиграции (N8 – 9 за 1925 год), столетию восстания декабристов (N 10 – 11 за 1925 год).

На страницах журнала были опубликованы сочинения Б. Пастернака («Воздушные пути»)/ Михаила Зощенко («Аристократка»), И. Калинникова («Как царь вором был»), Вс. Иванова («Дите»). Каждый номер открывался подборкой стихов как известных, так и начинавших в те годы поэтов, – так были напечатаны произведения С. Есенина («Русь советская»), Н. Тихонова («Мы разучились нищим подавать»), Н. Асеева («Бык»), М. Цветаевой («Эмигрант»), К. Бальмонта («Пересветы»), участников поэтического кружка в Праге «Скит поэтов»: С. Рафальского, Н. Болесциса и др.

Отдельные статьи посвящались деятельности Союза Русских академических организаций, русским художникам вне России, постоянному русскому театру в Праге, творческим союзам и научным обществам. Остается сожалеть, что вышло только семь книжек этого журнала (с N 1 – 2 за октябрь-ноябрь 1924 года по N 12 – 13 за июнь 1926 года) и что долгие годы они находились под замками специальных хранилищ государственных архивов и библиотек СССР.

Обращаясь к новому русскому писателю, редакция (Н. А. Антипов, А. А. Воеводин, А. К. Рудин и С. Я. Эфрон) надеялась, «что Россия, человечество и человечность» станут его новой религией после пройденной тяжкой школы «политического максимализма».

Вниманию читателей предлагается подборка ответов известных русских писателей и поэтов на анкету под общим заголовком «Писатели о современной русской литературе и о себе», опубликованных в N 8 – 9 и 10 – 11 за 1925 год журнала «Своими путями». Цитировались они по известным причинам осторожно и крайне скупо.

Текст дается с небольшими сокращениями.

 

М. АЛДАНОВ

– Русская литература? – Пятнадцать лет тому назад она занимала в мировой литературе первое место; теперь занимает одно из первых мест: Толстого у нас больше нет, но Толстые рождаются раз в тысячелетие.

Деление нашей литературы по географическому рубежу советской России неправильно и основано в конце концов на случайности. Большинство известных русских писателей находится в настоящее время за границей. Однако Короленко, Блок, Гершензон, Гумилев умерли в России; Сологуб, Замятин, Кузмин, Ахматова в ней живут и теперь. Вопрос о том, что хуже: рабство или изгнание, каждый решал по-своему – часто зависимости от самых случайных обстоятельств. Эзоп был рабом, поэтому за него и писали свободные люди. В советской] России вдобавок и эзопов язык невозможен. Конечно, условия художественного творчества в эмиграции очень тяжелы. Великий астроном в ответ на угрозу изгнания сказал: мое отечество всюду, где видны звезды. Писатель никак не может повторить слова Тихо де Браге и, разумеется, не имеет на это права. Из двух зол нужно выбирать меньшее; я не думаю, что о своем выборе должны пожалеть писатели-эмигранты. Они все продолжали здесь делать свое дело, и не одна книга, написанная за границей, останется в истории русской литературы. Новых талантов появилось среди нас немного, – блестящим писателем оказался Шульгин. Немного новых талантов выдвинулось и в сов[етской] России, – несколько имен можно было бы, однако, назвать. В общем, невыносимый моральный гнет, разврат, внесенный советской властью, оказались для литературы гораздо губительнее, чем оторванность от Родины. Алексей Толстой, самый талантливый из советских писателей, за границей написал едва ли не лучшие свои вещи: «Детство Никиты» и «Хождение по мукам», а перебравшись к большевикам, занялся изготовлением макулатуры вроде «Заговора императрицы». Я этого не обобщаю, – не очень обобщишь Алексея Толстого. Но это очень лестно для нашего эмигрантского самолюбия.

Разумеется, никакой враждебности к писателям, оставшимся в России, у меня нет и быть не может: совестно даже отвечать на этот (столь часто повторяемый) упрек… Можно и должно говорить о них беспристрастно; но любовные восторги перед «новым словом» предоставим чутким людям, больше всего на свете боящимся, как бы их кто не заподозрил в отсталости…

 

А. РЕМИЗОВ

Я рассказал в «Крюке» (см. «Ахру». Изд.

Цитировать

Алданов, М. Писатели о современной русской литературе и о себе: М. Алданов, А. Ремизов, Ф. Степун, М. Цветаева, Е. Чириков, И. Шмелев, М. Слоним, В. Ходасевич, З. Гиппиус, И. Бунин. Публикация А. Безносова / М. Алданов, А. Ремизов, М. Цветаева, Е. Чириков, М. Слоним, З. Гиппиус, И. Бунин, Ф. Степун, И. Шмелев, В.Ф. Ходасевич // Вопросы литературы. - 1991 - №2. - C. 237-245
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке