№1, 1965/Зарубежная литература и искусство

Писатели ФРГ протестуют

За ярким и богатым фасадом ФРГ не сразу вырисовываются оскудение ее духовной жизни, трагическое состояние ее искусства, нищета ее философского базиса. Наряден облик больших городов ФРГ. Уютны университетские города Западной Германии – Гёттинген, Марбург, Тюбинген; тишина, немноголюдность, старинные библиотеки располагают к работе. Основные лекции читают в старинных, слегка переделанных церковных зданиях, их слушают не только студенты, но и местная интеллигентная элита.

Однако постепенно рождаются многочисленные «но», – недоумение, досада, раздражение, сознание глубокой неудовлетворенности жизнью, внешне во многом привлекательной. С университетских кафедр – и в огромных храмах, и в маленьких семинарских аудиториях – звучит респектабельная речь; плавные и изящные обороты, блеск остроумия зажигают аудиторию, и она восторженно приветствует лектора стуком согнутых пальцев по студенческим пюпитрам. Но вскоре замечаешь, что эти занятия (прежде всего гуманитарными науками) – скорее некая игра, ритуал. Лекции ради лекций, анализ ради анализа, вопросы ради вопросов.

Наиболее характерное проявление агностицизма, литературы «без ответов» – книги молодого писателя Увейонзона. В них отражены взгляды значительной части жителей Западной Германии на проблему воссоединения страны, на жизнь ГДР. Официальные власти, разумеется, оказывают автору большую поддержку, его книги изданы огромными тиражами и красуются на самых видных местах витрин, его творчество включено в университетские программы (в которых нет ни Ремарка, ни Бёлля, ни Кёппена), он слывет за певца «воссоединения Германии» и даже «за знатока марксизма». Однако анализ его книг показывает иное. Уве Йонзон «побеждает» своими аргументами не марксизм, а выдуманную им самим догматическую схему, он защищает концепцию, которая зовет смириться перед капитализмом, спекулирует на проблеме единства Германии. Основные произведения Уве Йонзона – романы «Предположения об Иакове» (1959) и «Третья книга об Ахиме» (1961). Оба они очень близки друг другу по философской концепции, политической направленности, эстетике и стилю.

В основе творчества Йонзона лежит эклектичная философская концепция, эпигонская по отношению к позитивизму. Ее пафос – отрицание познания. Книги У. Йонзона объективно доказывают, что современные противники марксизма бессильны противопоставить ему какие бы то ни было убедительные контраргументы. Вместо них йонзон проповедует агностицизм: мир непознаваем и хаотичен. С этих позиций автор изображает в романе «Третья книга об Ахиме» жизнь в ГДР.

Йонзон словно навязывает читателю принятие мира таким, каков он есть, мира капиталистического. Он говорит о том, что мир нельзя понять и изменить, можно лишь приспособиться к нему.

Очень верным кажутся слова современного западногерманского писателя-реалиста, одного из авторов книги «Картина положения. Немецкий итог» (1962) Пауля Шаллюка1. В статье «Предрассудки и табу» он пишет: «Чаша предрассудков и табу гитлеризма еще живет в ФРГ… Все вопросы ставятся теперь в ФРГ чисто риторически.,. Тот, кто серьезно думает, серьезно ищет ответ, тот уже не воспринимается у нас как серьезный человек».

Книга «Картина положения. Немецкий итог» – ценный документ. Он вскрывает противоречия современной западногерманской интеллектуальной жизни.

  1. »Bestandaufnahme. Eine deutsche Bilanz». München. Wien. Basel. 1962. []

Цитировать

Федоров, А. Писатели ФРГ протестуют / А. Федоров // Вопросы литературы. - 1965 - №1. - C. 147-151
Копировать