№1, 1965/На темы современности

Ленин и советское искусство

За последнее пятилетие в идейной жизни нашей страны произошло событие, истинные духовные масштабы которого, возможно, еще не в полной мере осознаны или, во всяком случае, не полностью освоены художественной интеллигенцией.

Мы имеем в виду выпуск предпринятого по постановлений Центрального Комитета партии Полного собрания сочинений В. И. Ленина. За 1958 – 1964 годы уже вышло сорок восемь томов этого 55-томного издания.

Сотни произведений Владимира Ильича опубликованы здесь впервые или по крайней мере никогда не включались ранее в состав Сочинений, ибо были затеряны в необозримом множестве отечественных и зарубежных газет, журналов, книг.

Прошли долгие годы, а мы впервые как бы слышим живое ленинское слово в записях речей, недавно найденных в архивах; читаем статьи Владимира Ильича, опубликованные в свое время без подписи; изучаем наброски, планы, конспекты, словно проникая в лабораторию его мысли.

Анализ всех этих, неизвестных прежде, разнообразных документов ленинской партийной и государственной деятельности – одна из очередных задач не только философов, историков, экономистов, но и литературоведов.

Ленинские высказывания о советской культуре в широком, смысле слова, охватывающие наряду с искусством и публицистику, журналистику, печатную и устную пропаганду, обогащают нашу эстетику, одновременно воскрешая порой незаслуженно забытые историко-литературные факты; Наш обзор затрагивает лишь малую часть обширного материала, составляющего в общей сложности многие сотни страниц.

Мы ограничимся новыми публикациями только послеоктябрьского периода. В 35 – 45 тома Полного собрания, которые охватывают 1917 – 1923 годы, впервые включено свыше четырехсот новых даже для читателя-специалиста документов Владимира Ильича. Многие из них развивают и конкретизируют ленинские идеи партийности и народности социалистического искусства.

СЛОВО В БОРЬБЕ

При всем их непреходящем идейном значении ленинские высказывания о литературе прежде всего принадлежат своей эпохе. Они проникнуты, как писал Ленин о Чернышевском, духом непримиримой классовой борьбы.

Слово писателя и публициста всегда было для Ленина оружием. В годы гражданской войны оружие это приобретало особенную силу. Его необходимо было выбить из рук классового врага, не только отравлявшего те эсеровские пули, которыми был тяжко ранен Владимир Ильич 30 августа 1918 года, но и славшего к нам «бомбы лжи» антисоветской литературы и печати.

В этой связи отнюдь не только историко-литературный интерес представляет ленинская статья «Плеханов о терроре». Напечатанная без подписи автора еще 22 и 23 декабря 1917 года в «Правде» и «Известиях», она впервые воспроизведена в Сочинениях Ленина, как несомненно принадлежащая именно его перу.

Ленин напоминает здесь то, в 1917 году уже, «увы, безвозвратно канувшее в вечность» время, когда Плеханов «был социалистом – одним из виднейших представителей революционного социализма» (35, 184) 1.

Да, именно таким был Плеханов до союза с меньшевиками, н написанное им тогда по праву входит в арсенал марксистской не только философской, но и эстетической, литературно-критической мысли.

Отметим здесь кстати, что революционно-марксистскому литературному наследию Плеханова посвящен и еще один, на этот раз вообще впервые публикуемый ленинский документ-постановление Политбюро ЦК, предлагающее «осуществить издание революционных сочинений Плеханова водном сборнике» (45, 166).

В повестку заседания Политбюро, состоявшегося 27 апреля 1922 года, пункт этот внес сам Владимир Ильич. В Центральном партийном архиве сохранился перечень обсуждавшихся в тот день вопросов, к которым рукой Ленина приписано: «Сочинения Плеханова» (45, 540).

В связи с новыми ленинскими документами, дополняющими известные высказывания Владимира Ильича о философском наследии Плеханова, составляющем, по его оценке, «лучшее во всей международной литературе марксизма», уместно отметить, что советские литературоведы все еще отстают от философов и экономистов, – ведь лишь за 1955 – 1963 годы вышло несколько монографий о философских и экономических взглядах Плеханова, его роли в развитии марксистской философии. 2.

Сейчас, когда опубликованы труды и высказывания Маркса, Энгельса, Ленина, посвященные искусству, нельзя видеть лишь в Плеханове «основоположника и творца марксистской науки об искусстве», как делал это в конце 20-х годов автор книги «Эстетика Плеханова» А. Андрузский. Но давно следует шире и объективнее рассмотреть литературно-критическое наследие первого русского марксиста.

Плеханов последовательно боролся за реализм в искусстве, за его художественное совершенство. Он выступал против декадентства и формализма. Ему принадлежит множество тонких замечаний об искусстве психологического анализа, языке и стиле, условности и реальности в театре, о единстве содержания и формы, в котором он, вслед за Белинским, видел важнейший критерий эстетической оценки.

Литературно-критическое наследие Плеханова не нуждается ни в апологетах, ни в ниспровергателях. Оно ждет исследователей, внимательных, объективных. Им, в применении уже к литературной науке, и следует исходить из ленинских указаний на то, что «нельзя стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать – именно изучать – все, написанное Плехановым по философии»; наследие Плеханова, по мнению Владимира Ильича, должно «войти в серию обязательных учебников коммунизма».

Но вернемся к статье 1917 года. Ленин комментирует в ней речь Плеханова на Втором съезде партии и напоминает, что тогда он предлагал «лишить… свободы печати» врагов социализма, выступающих против революционных мер диктатуры пролетариата.

В грозные дни 1917 года, всего лишь на втором месяце существования Советского государства, Ленин от имени рабочего класса требует «суровой борьбы против саботажников, организаторов юнкерских восстаний, газет, живущих на содержании у банкиров». Контрреволюционное сопротивление советской власти словом он не отделяет, в то время от сопротивления с оружием в руках.

  1. Здесь и далее в скобках указаны тома и страницы новых публикаций в Полном собрании сочинений В. И. Ленина.[]
  2. В. А. Фомина, Философские взгляды Г. В. Плеханова. Госполитиздат, М. 1955; М. И. Сидоров, Г. В. Плеханов и вопросы истории русской революционно-демократической мысли XIX века, Изд. АН СССР. М. 1957; М. Т. Иовчук, Г. В. Плеханов и его труды по истории философии, Соцэкгиз, М. 1960; И. М. Бровер, Экономические взгляды Г. В. Плеханова. Соцэкгиз. М. 1960; Б. А. Чагин, Г. В. Плеханов и его роль в развитии марксистской философии, Изд. АН СССР, Л. 1963.[]

Цитировать

Яковлев, Б. Ленин и советское искусство / Б. Яковлев // Вопросы литературы. - 1965 - №1. - C. 3-17
Копировать