№11, 1982/В творческой мастерской

Писатель – это человек, совершающий открытия. Перевод с немецкого Э. Львовой

Гюнтер де Бройн (род. 1926) – писатель ГДР. Основные его произведения – романы «Буриданов осел», «Присуждение премии», жизнеописание «Жан Поль Фридрих Рихтер», повесть «Бранденбургские изыскания» и многие рассказы – опубликованы на русском языке (последнее издание – том в «Библиотеке литературы ГДР» – «Избранное», М., «Прогресс», 1982). Публикуемое ниже эссе написано специально для журнала «Вопросы литературы».

Все мои мысли о романе, которые я намерен изложить здесь, могут быть сведены к одному положению: чем бы ни был роман, он всегда еще и открытие – или это не роман. Категоричность формулировки смягчается оборотом: «еще и».

Он означает, что все прочие качества, что поднимают написанное до уровня литературы, не отрицаются, а просто не рассматриваются в данной статье.

Чтобы наглядно объяснить, как я понимаю открытие, и вместе с тем развлечь читателя, я расскажу две истории, одну – услышанную мною и вторую- вычитанную. Первая история выглядела так: несколько лет назад писателю Б. накануне его отъезда из Москвы предложили принять участие в поездке в отдаленную республику. Там праздновали 200-летний юбилей поэта – классика национальной литературы, и Б. пригласили на торжество как посланца литературы ГДР. В тех немногих материалах о юбиляре, которые ему удалось посмотреть, содержалось лишь одно конкретное положение. Но оно и дало возможность писателю Б. ответить на вопросы радиожурналистов, которые брали у него интервью на аэродроме, провозгласить несколько тостов и, наконец, выступить с короткой речью во время официальной церемонии. Конкретное положение, которое он смог развить в своей речи и которое связано с размышлениями, составляющими основу данной статьи, заключалось в следующем: поэт, который жил двести лет назад, был первым в национальной литературе этого далекого края, кто воспевал любовь не абстрактно, а конкретно.

Вторая, вычитанная, история заимствована из автобиографии некоего берлинского педагога по имени Фридрих Клоден. Она не имеет никакого отношения к литературе, зато связана с проблемой открытий. В 1810 году Клоден в молодости зарабатывал на жизнь, составляя географические карты. Когда стала назревать война между Францией и Россией, владелец лавки, торговавшей картами, заказал Клодену карты России. Основываясь на старых картах, путевых записках и других документах, Клоден составил в своей нищей квартире весьма точные для того времени карты России, которые издатель затем с большой для себя выгодой продал Наполеону, но прибылей с картографом не разделил. Однако на долю Клодена выпала впоследствии радость иного рода. Когда после поражения Наполеона русская армия вступила в союз с Пруссией, офицер этой армии похвалил Клодена, сказав, что он – русский военный и помещик – впервые лишь по карте Клодена узнал, каковы размеры и характер болот, покрывающих часть его владений.

Вот два анекдота, которые отражают историю открытий с двух сторон: с точки зрения автора и читателя. Автор обретает значение, открыв для своей литературы конкретную любовь, Литература обретает значение для читателя, потому что позволяет ему совершить открытие.

«Открыть» в таком смысле не означает «придумать». Открыть – значит обнажить, выявить, совлечь покров с определенной области действительности, сделать видимым то, что было прежде сокрыто от взгляда, обратить внимание на то, что внимания не привлекало.

Подобно тому как Америка существовала до того, как была открыта, нов сознания европейцев утвердилась лишь после этого открытия, открытия, совершаемые романом, предполагают, что открываемое уже существует, но открытие поднимает его на новый уровень реальности – это реальность осознания. Так некое явление рождается на свет, рождается, если можно так сказать, в духовном смысле. То, что прежде существовало лишь в себе и для себя, обретает существование для окружающих. Когда роман открывает действительность, он открывает ее для читателя. Как бы ни понимать «конкретность любви», люди того далекого края знали ее задолго до того, как она была открыта поэзией, и все-таки лишь благодаря этому открытию она обрела новую реальность. Помещик! безусловно, видел свои болота с самого детства, но они воплотились для него в нечто зримое лишь благодаря искусству картографа, то есть благодаря воплощению, благодаря художественному образу, благодаря оформлению и типизации.

С этой точки зрения вся история романа – история открытия действительности.

Цитировать

Бройн, Г. Писатель – это человек, совершающий открытия. Перевод с немецкого Э. Львовой / Г. Бройн // Вопросы литературы. - 1982 - №11. - C. 113-118
Копировать