Philologica. 1996. Т. 3. N 5/7
Первый раздел тома («Fundamenta») целиком посвящен покойному М. Ф. Мурьянову (1928 – 1995), который по праву предстает на страницах журнала как один из лучших филологов своего поколения. Здесь впервые печатается его работа «Литературный дебют Александра Блока (Стихи о Голубиной книге: текст, контекст и подтекст)». В этом исследовании автор слой за слоем раскрывает символические смыслы одного из дебютных стихотворений Блока «Царица смотрела заставки…»: начиная с реконструкции ближайшего культурно-идеологического и политического контекста, к концу своей статьи М. Ф. Мурьянов добирается ДО сакрального содержания стихотворения. Как справедливо заметил в послесловии к исследованию А. Л. Гришунин, не все в этой работе бесспорно, зато все – исключительно интересно. В приложении к статье М. Ф. Мурьянова публикуются связанные с ней тематически фрагменты доселе не изданных воспоминаний Л. Д. Блок, откровенно повествующие о характере ее интимных отношений с мужем. Завершается раздел исчерпывающей библиографией трудов М. Ф. Мурьянова, увидевших свет с 1959 по 1996 год.
Во втором разделе («Opuscula») помещены три исследования по русскому классическому стиху – выводы всех трех можно считать сенсационными. В статье «У истоков русского четырехстопного ямба: генезис и эволюция ритма (К социолингвистической характеристике стиха раннего Ломоносова)» М. И. Шапир доказывает, что «восстание гренадерской роты лейб-гвардии Преображенского полка, случившееся в ночь на 25 ноября 1741 г., оказало решающее влияние на судьбы русского стиха». Автор показывает, что если бы не дворцовый переворот, в результате которого на престол взошла Елисавета Петровна, ни «Евгений Онегин», ни «Медный всадник» никогда не были бы написаны: развитие русского стиха пошло бы по другому пути.
Статья А. Л. Беглова «Иосиф Бродский: монотония поэтической речи (на материале 4-стопного ямба)» касается «одной из самых характерных особенностей поэзии Бродского». Оказывается, что Бродский, по всей видимости, был самым монотонным из русских поэтов, писавших 4-стопным ямбом:
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.