Петер Вайс: «Империализм– высшая форма жестокости»
В номере от 9 января 1974 года газета «Нойес Дойчланд» публикует беседу своего корреспондента Й. Райнерта с писателем Петером Вайсом, которого наши читатели знают по антифашистской пьесе «Дознание». П. Вайс в настоящее время живет в Стокгольме, однако он тесно связан с ГДР. На сценах театров этой республики идут лучшие пьесы Вайса. Он был почетным гостем X Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине.
Поводом для беседы, тема которой была сформулирована словами: «Писатель и антиимпериалистическая борьба», послужили события в Чили, на которые Вайс откликнулся стихотворением «28 сентября 1973 года». В стихотворении, посвященном памяти Пабло Неруды и напечатанном в «Нойес Дойчланд», Вайс клеймит позором фашистскую хунту, чинящую кровавый произвол на чилийской земле, и пишет о том, как во время похорон Неруды чилийцы пели у гроба великого поэта «Интернационал». Черная реакция столкнулась с воинствующим гуманизмом, и самый факт, что и в дни фашистского террора лучшие сыны чилийского народа перед лицом всего мира продемонстрировали свою верность идеалам революции и гуманизма, убеждает в необратимости революционного развития истории, – такова главная мысль этого стихотворения.
Творческий путь Вайса не был ровным, не обошелся без огорчительных срывов. Автор целого ряда произведений, бичующих империализм и фашизм, Вайс вместе с тем одно время поддался настроениям враждебного к СССР характера, растерялся в минуту обострения идеологической борьбы и предпринял заведомо ложную попытку реанимировать троцкизм, противопоставив его ленинизму. Позиция, занятая драматургом в пьесе «Троцкий в изгнании», была резко и справедливо осуждена советской общественностью, передовыми писателями многих стран.
Уроки исторического развития последних лет, и особенно трагедия чилийской революции, потопленной в крови силами реакции, не прошли для Вайса бесследно. В интервью корреспонденту «Нойес Дойчланд» на вопрос о его мировоззрении Вайс недвусмысленно заявил: «В этом плане для меня приемлем только марксизм. Все другие попытки выявить смысл происходящего заводили в тупик. Лишь марксистско-ленинская наука всякий раз при оценке новых явлений выдерживала испытание, поскольку сущность этой науки – ее диалектика».
П.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.