№4, 1969/Полемика

Павел Никитич Сакулин

Советское литературоведение имеет за своими плечами более чем полувековую историю. Оно создано трудами нескольких поколений ученых. Среди них немало замечательных деятелей, чьи исследования составляют гордость марксистско-ленинской науки о литературе. Советское литературоведение прошло сложный путь методологических исканий. Оно создавалось в борьбе с откровенно идеалистическими концепциями, вульгарным социологизмом, формализмом, теорией «единого потока» и т. д. Опираясь па марксистско-ленинское учение, наше литературоведение достигло значительных успехов в изучении классического наследия, а также истории советской литературы. Методологическая целеустремленность, богатство исследуемого материала, ориентация на современные проблемы литературной теории и практики отличают труды крупнейших литературоведов. Разные по своим научным интересам, по исследовательским приемам, но единые в своем стремлении к глубокому и объективному истолкованию русской и мировой художественной культуры, эти ученые оставили серьезное теоретическое наследие, осмысление которого сегодня представляется весьма поучительным. Изучение этого наследия во всем его богатстве, анализ его сильных и слабых сторон – актуальная задача сегодняшнего дня.

Редакция намеревается опубликовать цикл статей, посвященных выдающимся советским литературоведам. Начинаем этот цикл статьей об академике П. Н. Сакулине.

В ноябре прошлого года исполнилось 100 лет со дня рождения академика П. Н. Сакулина, одного из зачинателей советского литературоведения. Изучение его трудов полезно не только в историческом смысле (хотя и это важно: необходимо знать, каков был путь нашей науки), – в исследовательском опыте Сакулина немало того, что может быть использовано сейчас.

Хотя Октябрьскую революцию Сакулин встретил уже пятидесятилетним ученым, подлинный расцвет его деятельности падает именно на советский период (историки литературной науки в своих характеристиках дооктябрьского этапа редко используют труды Сакулина). Расцвет этот был закономерен, он подготавливался давно, его источник – в самой природе научных исканий Сакулина, отвечавших революционной атмосфере.

К восприятию революционных идей Сакулин был подготовлен всей своей жизнью, активным участием в демократическом движении русской интеллигенции. Он вышел из крестьянского сословия, благодаря огромным усилиям и дарованию достиг больших литературных успехов и научного положения, не поступившись ни разу своими высокими идейными и нравственными принципами. Эта сторона его облика хорошо известна. В 1907 году московский генерал-губернатор оштрафовал Сакулина за лекции на летних учительских курсах, лишил права читать публичные лекции, при этом была конфискована его брошюра «Как шла наша жизнь за последние сто лет». В 1911 году, подобно другим преподавателям, Сакулин вышел из состава приват-доцентов Московского университета в знак протеста против преследования студентов.

Сакулин как ученый прежде всего искал новые прогрессивные идеи. В этом смысле он был характернейшей фигурой того времени, когда, по его словам, «общее возбуждение революционной эпохи передалось и науке» 1.

Деятельность Сакулина после революции была чрезвычайно интенсивной и разнообразной. Он стоял во главе многих научных и культурно-просветительных начинаний. В истории Института русской литературы (Пушкинский дом) время, когда директором его был Сакулин, памятно как исключительно плодотворное. Очень много сделало для науки возглавлявшееся в 20-е годы Сакулиным «Общество любителей российской словесности» при Московском университете. Здесь читали свои лучшие историко-литературные работы Н. Пиксанов, Н. Бродский, Л. Гроссман, выступал А. Луначарский (по докладу Сакулина о проблематике современного литературоведения), обсуждались проблемы методологии и поэтики (доклады В. Жирмунского, А. Орлова), начала работать – под председательством Сакулина – Комиссия по изучению современной литературы.

Человек энциклопедически образованный, историк и теоретик в равной степени, Сакулин был тем организатором и руководителем, которого требовало время и который понимал потребности науки в революционную эпоху.

«Возбуждение революционной эпохи», передавшееся науке, сказалось, по мнению Сакулина, прежде всего в методологии. Такой взгляд был вполне обоснован: для Сакулина «каждая область знания только тогда заслуживает названия науки, когда она владеет определенным методом» 2.

Вся литературоведческая работа тех лет проходит под знаком научного теоретизирования. Оно было замечательным во многих отношениях. Подводя итог десятилетнего развития советского литературоведения, Сакулин имел все основания сказать: главное здесь то, что «в горниле революции и в процессе методологической борьбы наша наука закаляется и приобретает новый облик. Десять последних лет и для нее были периодом революции» 3.

Мы это не всегда осознаем. Ведь часто, говоря о том периоде, мы останавливаем преимущественное внимание не на позитивном содержании методологических поисков, заключавшем действительно немало революционных элементов, а на том, что Плеханов называл «злоупотреблениями» научным методом. И подчас мы выплескиваем вместе с водой ребенка.

Вот почему до сих пор объективно не оценены многие конкретные идеи первых советских литературоведов, а имя Сакулина упоминается чаще всего именно в тех случаях, когда речь идет об указанных «злоупотреблениях».

Разумеется, отступления от научной методологии у Сакулина были, но они не столь многочисленны, как это может показаться на первый взгляд.

Сакулин-литературовед формировался в рамках академической науки. Это обстоятельство (если мы откажемся от традиционного одностороннего взгляда на эту науку) было одной из причин, не позволивших Сакулину, при всем его тяготении к социологическому анализу, оказаться в плену грубых социологических схем. Причину эту помогает понять замечание Луначарского, сказавшего о «больших заслугах» Сакулина «в области приближения академического литературоведения к марксистскому миросозерцанию» 4; в своих исследовательских приемах ученый оставался верен лучшим традициям академической школы – кропотливости, с какой собирался материал, тщательности конкретного анализа. От этих приемов Сакулин не отказывался даже в моменты сосредоточенности только на общих методологических проблемах.

В годы рождения научной методологии Сакулину пришлось испытать влияние разных, подчас совершенно противоположных философско-эстетических идей – в силу их необычайной устойчивости и распространенности в европейской науке. Но ведь мало кто из ученых, овладевавших в те годы марксистской методологией, избежал этого. Не был тут исключением и Сакулин, признававший, как это было принято в русских академических школах, «равенство» различных научных методов. Стоя на такой точке зрения, трудно было, конечно, избежать методологического эклектизма. Всякий эклектизм плох, однако в данном случае необходимо учитывать то, что ученый не следовал слепо разным системам, а искренне стремился взять рациональное начало из каждой. Так, например, нападая в ряде случаев на «эстопсихологов», Сакулин в то же время склонен был искать союза между социологией и «эстопсихологией» 5: идеи социального детерминизма не могли, по его мнению, до конца объяснить личность художника, его индивидуальность.

Для самых «ортодоксальных» представителей «социально-генетического» литературоведения личность художника и ученого вообще не представляла особого интереса с точки зрения ее индивидуального своеобразия. Что же касается Сакулина, то в своем учителе Н. Тихонравове он ценил, помимо прочего, следующее: «При преобладании в работах Николая Саввича историко-культурных интересов существенное значение имели, конечно, его личность и его миросозерцание… В его спокойно-научной оценке мертвящей византийской догмы или раскольничьего китаизма… в его замечаниях о господстве на Руси права сильного, о нравственном принижении женщины… во всем этом нам слышался голос свободной научной мысли и просвещенного демократизма» 6.

Видя в трудах Ф. Буслаева «целую методологическую школу», Сакулин столь же большим достоинством ученого считал ту индивидуальную его особенность, которую он назвал «художественностью… научного мышления» 7.

Этому принципу Сакулин не изменил и в характеристиках писателей. Так, Толстой, к которому вульгаризаторы любили прилагать плоские социологические мерки и который хорошо, с их точки зрения, укладывался в определенные рамки, отличался, по мнению Сакулина, необычайным индивидуальным своеобразием.

Постоянный «синтез» индивидуального и общего в писательском творчестве достигался Сакулиным благодаря колоссальным познаниям и в истории (как гражданской, политической, так и культурной) ## Именно это позволило, например, книге Сакулина об Одоевском стать, по верному определению современного исследователя, «энциклопедией русской общественной и литературной жизни двух десятилетий» (Ю.

  1. П. Н. Сакулин, К итогам русского литературоведения за десять лет, «Литература и марксизм», 1928, кн. 1, стр. 121.[]
  2. Отдел рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина. Архив П. Н. Сакулина, ф. 264, N 12, ед. хр. 3, л. 3.[]
  3. П. Н. Сакулин, К итогам русского литературоведения за десять лет, «Литература и марксизм», 1928, кн. 1, стр. 138.[]
  4. Сб. «Намята П. II. Сакулина», «Никитинские субботники», М. 1931, стр. 128.[]
  5. »По-видимому, для социологов наибольшую важность представляет «эстопсихология» (Отдел рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина. Архив П. Н. Сакулина, ф. 264, N 12, ед. хр. 5, л. 15). []
  6. П. Н. Сакулин, В поисках научной методологии, «Голос минувшего», 1919, N 1 – 4, стр. 35.[]
  7. Там же, стр. 23.[]

Цитировать

Николаев, П. Павел Никитич Сакулин / П. Николаев // Вопросы литературы. - 1969 - №4. - C. 112-122
Копировать