№11, 1970/В шутку и всерьез

Пародии

АЛЕКСЕЙ АРБУЗОВ

ДРАМАТИЧЕСКАЯ ХРОНИКА

(Опыт хронической драмы)

Действующие лица

 

<ls>Автор</ls>

<ls>Хор</ls>:      <ls>I солист </ls>- лирик и оптимист.

<ls>II солист </ls>- циник и пессимист.

<ls>III солист </ls>- задумчив и не речист.

 

На авансцену перед занавесом, где привольно расположился хор, выходит автор. Автор развязывает галстук, снимает костюм и надевает пижаму.

Автор. Я надел эту старую испытанную пижаму не для форса. Нет. Просто я хочу, чтобы вы, сидящие в этом зале, чувствовали себя уютно, как дома. Теперь мы с вами жители одного дома, где все дружны и доверяют друг другу. Здесь будем мы плечом к плечу жить, поживать и переживать – один за всех и, если придется, все из-за одного…

II солист. В четвертом ряду одно кресло пустое.

Автор. Да, действительно… Почему же она не пришла, стройная девушка с чудесной улыбкой и невозможными глазами?

I солист. Сегодня у нее свадьба. Вот почему она слегка задержалась.

II солист. Можно не ждать, хе-хе, она утопилась.

III солист. А может быть, в парикмахерской слишком большая очередь?..

Автор. Да вот же она! Проходите пожалуйста, не надо смущаться… Ну вот, теперь, когда у нас все дома, я начну ту веселую и трогательную историю, из-за которой собрал вас сегодня… Но что это? Почему мне хочется чего-то огромного?.. Нет, сегодня не будет забавных историй. Вы увидите драму, да, драму, волнующую, сложную, потрясающую. (Откашливается.) Каждый раз у меня сжимается горло при этих словах. Сейчас вы увидите их всех – таких разных и сложных людей, моих героев. Но прежде… Прежде я скажу вам два слова о каждом из них, я ведь знаю их лучше, чем вы.

Хор. Намного лучше.

Автор. Высокая с красивыми глазами и без брошки – это Анюта. Она училась в торфяном, но в данный момент любит Бориса. Борис всей душой тянется к Вере. Вера же сохнет по этому самому… кто там у нас дальше?.. по Геннадию. Геннадий встретил вчера в трамвае Дмитрия.

Хор. Жаль, что он не поймал такси – ведь все могло быть иначе.

Автор. Дмитрий – мастер, у него на участке работают Евгения, то бишь Елена, потом Жанна, Зоя, Ирина – кое-кто считает ее сухарем – и, допустим, Ксения.

Хор. С ней что-то творится в последнее время.

Автор. Да, и это естественно. Она влюблена.

Хор. А ведь у нее дети…

Автор. Их двое. Леонид – от Михаила и Нина – это от Олега.

Хор. Нет, от Петра.

Автор. Кто знает… И Олег, и Петр когда-то учились вместе с Романом. Однако Роман с некоторых пор стал бывать у Сергея. К чему бы это? Ведь Сергей любит Таню… Или нет, пусть будет так: Сергей спасает Таню от Устина и, пожалуй, уезжает в Кандалакшу.

Хор. А Таня?

Автор. Таня провожает его и на вокзале встречает Федора… Да, безусловно, она его встречает.

Хор. Надо же!

Автор. Но это еще не все. Федор недавно обидел Харитона, и обидел напрасно. Харитон – милейший парень, девушки ласково зовут его Харя. Скажу вам по секрету, что он души не чает в Цецилии. Вся беда в том, что она-то чает в нем душу.

Хор. Безответная любовь – она и в наш век бывает.

Автор. Сама Цецилия любит Чарли Чаплина и Шопена, особенно его сонаты. А еще она любит щи, чудесные щи, которые варит Эмма. Эмма получила диплом механика в прошлом году, и все-таки она шьет зеленое платье. Боюсь, оно получится длинноватым, хотя Юлия, в общем-то, хорошая портниха. Правда, она пока не знает, что человек, который разменял ей гривенник в академии, – это Яков. Да, да, Яков, тот самый, который в данный момент любит Анюту.

Хор. Но разобрался ли он в ее чувствах?

Автор. О них мы уже говорили… Итак, через минуту откроется занавес и появятся мои герои, которых вы уже успели полюбить. Будьте добры и снисходительны к ним, я надеюсь на это.

Хор. Беспокоит Зоя. Она немного того… примитивна.

Автор. Ничего, это только сначала. Осложнения начнутся потом. После гриппа.

Хор. А Геннадий? Обыкновенный шофер, никого даже не задавил.

Автор. Да, никого. Но ведь это неспроста. Это он из принципа.

Хор. А Устин? Заурядный пьяница.

Автор. Вот и нет! Он пьет каждый день по литру спирта, но и это неспроста. Он закаляет свою волю.

Хор. Здо´рово!

Автор. Кажется, все готово. Только вот что пришло мне в голову. Ведь вы уже знаете, что было с ними раньше. Так зачем вам смотреть на них? Давайте я просто изложу вам их будущее.

I солист. Будущее всегда прекрасно.

II солист. Плюньте на будущее, ловите миг удачи.

III солист. А ведь наше будущее постепенно становится прошлым…

Автор. Так вот… Жанна полюбит Федора, даст согласие Михаилу и выйдет за Романа. Геннадий уведет жену у Сергея и создаст стетоскоп оригинальной конструкции. Испытать его по счастливой случайности поручат Якову. Дмитрий быстро пойдет в гору. Через десять лет его назначат замом Федора на завод имени Романа. Елена уйдет от Сергея, лотом от Геннадия, потом от Бориса. Чарли Чаплин поставит новый фильм и прославится. Устин окажется внебрачным племянником Якова и заболеет дурной болезнью – тщеславием. А Михаил… про него мне просто не хочется здесь говорить. И вообще – хватит. Надеюсь, вы сами поняли все, что нужно. Если нет, то думайте. Думайте больше. Постарайтесь понять главное, невысказанное, то, что осталось в подтексте и даже за ним – за кого не вышла Ирина?

I солист. Ах-ах!

II солист. Ха-ха!

III солист. Мда… (Хватается за голову. Призадумывается.)

АЛЕКСАНДР ШТЕЙН

БАНЯ

Грохот падающей воды такой, что не слышно человеческого голоса. Скрежет шаек о пол. Сквозь клубы обжигающего пара иногда видны зыбкие очертания каких-то предметов. Но это не предметы. Это – люди. Из клубов пара появляются Понтонов и Бузовников. Они в мыле.

Понтонов.

Цитировать

Танин, Э. Пародии / Э. Танин // Вопросы литературы. - 1970 - №11. - C. 235-247
Копировать