Пародии
АЛЕКСЕЙ АРБУЗОВ
ДРАМАТИЧЕСКАЯ ХРОНИКА
(Опыт хронической драмы)
Действующие лица
<ls>Автор</ls>
<ls>Хор</ls>: <ls>I солист </ls>- лирик и оптимист.
<ls>II солист </ls>- циник и пессимист.
<ls>III солист </ls>- задумчив и не речист.
На авансцену перед занавесом, где привольно расположился хор, выходит автор. Автор развязывает галстук, снимает костюм и надевает пижаму.
Автор. Я надел эту старую испытанную пижаму не для форса. Нет. Просто я хочу, чтобы вы, сидящие в этом зале, чувствовали себя уютно, как дома. Теперь мы с вами жители одного дома, где все дружны и доверяют друг другу. Здесь будем мы плечом к плечу жить, поживать и переживать – один за всех и, если придется, все из-за одного…
II солист. В четвертом ряду одно кресло пустое.
Автор. Да, действительно… Почему же она не пришла, стройная девушка с чудесной улыбкой и невозможными глазами?
I солист. Сегодня у нее свадьба. Вот почему она слегка задержалась.
II солист. Можно не ждать, хе-хе, она утопилась.
III солист. А может быть, в парикмахерской слишком большая очередь?..
Автор. Да вот же она! Проходите пожалуйста, не надо смущаться… Ну вот, теперь, когда у нас все дома, я начну ту веселую и трогательную историю, из-за которой собрал вас сегодня… Но что это? Почему мне хочется чего-то огромного?.. Нет, сегодня не будет забавных историй. Вы увидите драму, да, драму, волнующую, сложную, потрясающую. (Откашливается.) Каждый раз у меня сжимается горло при этих словах. Сейчас вы увидите их всех – таких разных и сложных людей, моих героев. Но прежде… Прежде я скажу вам два слова о каждом из них, я ведь знаю их лучше, чем вы.
Хор. Намного лучше.
Автор. Высокая с красивыми глазами и без брошки – это Анюта. Она училась в торфяном, но в данный момент любит Бориса. Борис всей душой тянется к Вере. Вера же сохнет по этому самому… кто там у нас дальше?.. по Геннадию. Геннадий встретил вчера в трамвае Дмитрия.
Хор. Жаль, что он не поймал такси – ведь все могло быть иначе.
Автор. Дмитрий – мастер, у него на участке работают Евгения, то бишь Елена, потом Жанна, Зоя, Ирина – кое-кто считает ее сухарем – и, допустим, Ксения.
Хор. С ней что-то творится в последнее время.
Автор. Да, и это естественно. Она влюблена.
Хор. А ведь у нее дети…
Автор. Их двое. Леонид – от Михаила и Нина – это от Олега.
Хор. Нет, от Петра.
Автор. Кто знает… И Олег, и Петр когда-то учились вместе с Романом. Однако Роман с некоторых пор стал бывать у Сергея. К чему бы это? Ведь Сергей любит Таню… Или нет, пусть будет так: Сергей спасает Таню от Устина и, пожалуй, уезжает в Кандалакшу.
Хор. А Таня?
Автор. Таня провожает его и на вокзале встречает Федора… Да, безусловно, она его встречает.
Хор. Надо же!
Автор. Но это еще не все. Федор недавно обидел Харитона, и обидел напрасно. Харитон – милейший парень, девушки ласково зовут его Харя. Скажу вам по секрету, что он души не чает в Цецилии. Вся беда в том, что она-то чает в нем душу.
Хор. Безответная любовь – она и в наш век бывает.
Автор. Сама Цецилия любит Чарли Чаплина и Шопена, особенно его сонаты. А еще она любит щи, чудесные щи, которые варит Эмма. Эмма получила диплом механика в прошлом году, и все-таки она шьет зеленое платье. Боюсь, оно получится длинноватым, хотя Юлия, в общем-то, хорошая портниха. Правда, она пока не знает, что человек, который разменял ей гривенник в академии, – это Яков. Да, да, Яков, тот самый, который в данный момент любит Анюту.
Хор. Но разобрался ли он в ее чувствах?
Автор. О них мы уже говорили… Итак, через минуту откроется занавес и появятся мои герои, которых вы уже успели полюбить. Будьте добры и снисходительны к ним, я надеюсь на это.
Хор. Беспокоит Зоя. Она немного того… примитивна.
Автор. Ничего, это только сначала. Осложнения начнутся потом. После гриппа.
Хор. А Геннадий? Обыкновенный шофер, никого даже не задавил.
Автор. Да, никого. Но ведь это неспроста. Это он из принципа.
Хор. А Устин? Заурядный пьяница.
Автор. Вот и нет! Он пьет каждый день по литру спирта, но и это неспроста. Он закаляет свою волю.
Хор. Здо´рово!
Автор. Кажется, все готово. Только вот что пришло мне в голову. Ведь вы уже знаете, что было с ними раньше. Так зачем вам смотреть на них? Давайте я просто изложу вам их будущее.
I солист. Будущее всегда прекрасно.
II солист. Плюньте на будущее, ловите миг удачи.
III солист. А ведь наше будущее постепенно становится прошлым…
Автор. Так вот… Жанна полюбит Федора, даст согласие Михаилу и выйдет за Романа. Геннадий уведет жену у Сергея и создаст стетоскоп оригинальной конструкции. Испытать его по счастливой случайности поручат Якову. Дмитрий быстро пойдет в гору. Через десять лет его назначат замом Федора на завод имени Романа. Елена уйдет от Сергея, лотом от Геннадия, потом от Бориса. Чарли Чаплин поставит новый фильм и прославится. Устин окажется внебрачным племянником Якова и заболеет дурной болезнью – тщеславием. А Михаил… про него мне просто не хочется здесь говорить. И вообще – хватит. Надеюсь, вы сами поняли все, что нужно. Если нет, то думайте. Думайте больше. Постарайтесь понять главное, невысказанное, то, что осталось в подтексте и даже за ним – за кого не вышла Ирина?
I солист. Ах-ах!
II солист. Ха-ха!
III солист. Мда… (Хватается за голову. Призадумывается.)
АЛЕКСАНДР ШТЕЙН
БАНЯ
Грохот падающей воды такой, что не слышно человеческого голоса. Скрежет шаек о пол. Сквозь клубы обжигающего пара иногда видны зыбкие очертания каких-то предметов. Но это не предметы. Это – люди. Из клубов пара появляются Понтонов и Бузовников. Они в мыле.
Понтонов.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.