№7, 1982/В шутку и всерьез

Пародии

ПРО ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ И СОБАКУ

ПРОМЕТЕЙ

Олесь ГОНЧАР

Не спит космос. Купается в пространстве и времени. Вечность. Беспредельность. Ни конца, ни начала, как в модном модерном романе. Не спит и планета. Гудит, вибрирует далекими пасхальными колоколами детства. Встает солнце. Ослепительно и белоснежно бьет море, бросая в берега – Геракл XX столетия – глыбы тяжелых волн.

Сижу на камне, всматриваюсь в даль безбрежную. А вот появляется и он. Как вчера и позавчера. Как завтра и послезавтра. Ушастый мальчик в серой каскетке и ярком пуловере. Должно быть, сын чей-то. Кто-то где-то его зачал и родил. Сын человечества. Сын планеты Земля. В руке ученический потрепанный портфельчик. Под носом трогательная капелька. О чем-то тихо разговаривает сам с собой. О чем? Наверное, повторяет таблицу умножения.

– Куда ты идешь, юный сфинкс в красном пуловере? Он вежливо снимает каскетку.

– В будущее. В моем возрасте мы все ощущаем себя Магелланами. Конкретнее – иду в школу.

Мне по сердцу его манера разговаривать. Он, как и я сегодня, настроен на философский лад.

– Знаю, кто вы, – говорит он, пытливо разглядывая меня своими ясными, правдивыми глазами. – Вы – писатель. Ненависть к штампам, жажда исканий, вечная неудовлетворенность собою – это у вас есть. Но владела ли вами когда-нибудь мания справедливости?!

Не знаю, что ответить ему. Он изучает выражение моего липа с терпением природного исследователя. Чувствую, что краснею. Отвечаю смущенно:

– Мания справедливости?.. Крупный недостаток! Разве похож я на маньяка?

Мальчик загадочно усмехается. Знать бы, что вызвало эту его улыбку?

– А впрочем, комплекс совести у вас, кажется, есть. Благодарен ему за эти слова.

– Спасибо, мой мальчик. Это вам объяснила учительница?

– Мы вас еще не проходили в школе. Но так мне кажется. Стремление к справедливости заложено в наших генах вместе с цветом глаз.

Он говорит мне «до свиданья» и уходит своей дорогой, а я точно слышу, как на соленом ветру хлопают парусами его большие уши. Маленький отважный кораблик, будущий Магеллан неоткрытых духовных материков!

– Послушай, – кричу ему вдогонку. – Послушай, мальчик! А что такое справедливость?

Он останавливается. В его глазах – мудрость и всеведение. Как у младенца Иисуса на картинах Рафаэля.

– Мы, к сожалению, и этого еще не проходили. А впрочем, могу сказать вам свое личное мнение. Основанное на собственном, еще очень ограниченном, опыте первоклассника. Вот: 2X2=4 – это справедливость, когда 2X2 – что-то другое, то это уже по ту сторону справедливости.

– Ты что-то путаешь, первоклассник!

Цитировать

Ивакин, Ю. Пародии / Ю. Ивакин // Вопросы литературы. - 1982 - №7. - C. 265-268
Копировать