Пародии
ПРО ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ И СОБАКУ
ПРОМЕТЕЙ
Олесь ГОНЧАР
Не спит космос. Купается в пространстве и времени. Вечность. Беспредельность. Ни конца, ни начала, как в модном модерном романе. Не спит и планета. Гудит, вибрирует далекими пасхальными колоколами детства. Встает солнце. Ослепительно и белоснежно бьет море, бросая в берега – Геракл XX столетия – глыбы тяжелых волн.
Сижу на камне, всматриваюсь в даль безбрежную. А вот появляется и он. Как вчера и позавчера. Как завтра и послезавтра. Ушастый мальчик в серой каскетке и ярком пуловере. Должно быть, сын чей-то. Кто-то где-то его зачал и родил. Сын человечества. Сын планеты Земля. В руке ученический потрепанный портфельчик. Под носом трогательная капелька. О чем-то тихо разговаривает сам с собой. О чем? Наверное, повторяет таблицу умножения.
– Куда ты идешь, юный сфинкс в красном пуловере? Он вежливо снимает каскетку.
– В будущее. В моем возрасте мы все ощущаем себя Магелланами. Конкретнее – иду в школу.
Мне по сердцу его манера разговаривать. Он, как и я сегодня, настроен на философский лад.
– Знаю, кто вы, – говорит он, пытливо разглядывая меня своими ясными, правдивыми глазами. – Вы – писатель. Ненависть к штампам, жажда исканий, вечная неудовлетворенность собою – это у вас есть. Но владела ли вами когда-нибудь мания справедливости?!
Не знаю, что ответить ему. Он изучает выражение моего липа с терпением природного исследователя. Чувствую, что краснею. Отвечаю смущенно:
– Мания справедливости?.. Крупный недостаток! Разве похож я на маньяка?
Мальчик загадочно усмехается. Знать бы, что вызвало эту его улыбку?
– А впрочем, комплекс совести у вас, кажется, есть. Благодарен ему за эти слова.
– Спасибо, мой мальчик. Это вам объяснила учительница?
– Мы вас еще не проходили в школе. Но так мне кажется. Стремление к справедливости заложено в наших генах вместе с цветом глаз.
Он говорит мне «до свиданья» и уходит своей дорогой, а я точно слышу, как на соленом ветру хлопают парусами его большие уши. Маленький отважный кораблик, будущий Магеллан неоткрытых духовных материков!
– Послушай, – кричу ему вдогонку. – Послушай, мальчик! А что такое справедливость?
Он останавливается. В его глазах – мудрость и всеведение. Как у младенца Иисуса на картинах Рафаэля.
– Мы, к сожалению, и этого еще не проходили. А впрочем, могу сказать вам свое личное мнение. Основанное на собственном, еще очень ограниченном, опыте первоклассника. Вот: 2X2=4 – это справедливость, когда 2X2 – что-то другое, то это уже по ту сторону справедливости.
– Ты что-то путаешь, первоклассник!
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №7, 1982