Не пропустите новый номер Подписаться
№2, 1995/Юмор

«Пародесты и пародески» (Дуэт А. Архангельский– М. Пустынин). Публикация Ю. Ирошникова

История этих поисков и находок началась гораздо раньше 1987 года, когда издательством «Молодая гвардия» был выпущен 14-й номер альманаха «Прометей». Случилось это более сорока дет назад, я заканчивал десятый класс школы. Именно тогда, заинтересовавшись пародийным творчеством многих живых еще в то время сатириков, я смог как-то незаметно собрать довольно большую подборку эпиграмм и пародий, которая с годами превратилась в солидную коллекцию, – ознакомившись с нею в 1957 году, А. Б. Раскин оставил автограф: «Юрию Ирошникову – с большой благодарностью за его неблагодарную работу».

Шло время, коллекция росла, а вместе с нею росло и желание собирать малоизвестные материалы о тех, кто стоял у истоков советского периода русскоязычной пародии. Конечно, мне- было известно о том, что очень многое можно было найти в государственных архивах, но попасть в них человеку со стороны, а тем более инженеру, было попросту невозможно…

И вдруг мне повезло! Составитель альманаха «Прометей» N 14 В. В. Лавров (кстати, мой одноклассник), знавший о моем увлечении, сделал мне лестное предложение написать к столетию А. Г. Архангельского статью о его жизни и творчестве.

Заручившись письмом от издательства ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» (N 18/146 от 09.07.1985) к директору ЦГАЛИ Н. Б. Волковой, я вскоре был допущен к работе в архиве…

Увы, не все материалы в то время были доступны человеку с улицы, но даже те, что попали в мои руки, дали возможность ознакомиться с целым рядом интересных фактов, проливавших свет на взаимоотношения тех, кого мы действительно считаем корифеями пародийно-эпиграмматического жанра.

С использованием найденных материалов была написана статья для альманаха. В ноябре 1985 года я видел ее в макете сборника, а 8 декабря она оказалась «снятой».

Сегодня со страниц «Вопросов литературы» мне хотелось бы познакомить читателей журнала с некоторыми фрагментами своих изысканий, связанных с творчеством А. Г. Архангельского (1889–1938) и М. Я. Пустынина (1884 – 1966).

«…Еще живя в родном Ейске, задолго до выхода своей первой книжки пародий, Архангельский глубоко задумывается над своей судьбой журналиста и литератора. Его мечта стать пародистом, видимо, созревала исподволь, пока не превратилась в реальность.

Может быть, на ее осуществление Архангельского натолкнула рецензия А. Смирнова на его первый сборник стихов «Черные облака», 1919, в которой первый (и, возможно, единственный!) рецензент, критикуя начинающего поэта за эпигонство, провидчески предсказал его будущее.

Результатом раздумий Архангельского явилась шуточная газета «Известия редакционного коллектива и бюро могильщиков», посвященная смерти Архангельского Александра Григорьевича. Машинописный текст газеты с рукописными заголовками хранится в фондах ЦГАЛИ (Ф. 3. Оп. 1. Ед. хр. 117. Л. 1). Документ этот работниками архива датирован 15 декабря 1920 года

Самим же автором в «выходных данных» указано, что газета выпущена «15 3/8 декабря 1920 года», имеет номер «00», а цена ей – «цена крови».

Виртуозно пародируя высокопарно-торжественный стиль некрологов, автор (он же и редактор, который «за смертью не принимает») описал свою жизнь до этого печального события.»

 

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

ИЗВЕСТИЯ Редакционного Коллектива и Бюро Могильщиков

Цена Крови

N 00 По Не Дельникъ 15 3/8 ДЕКАБРЯ 1920 года N 00

ГОД ИЗДАНИЯ X2 + У2

Адрес редакции и конторы: Ейское кладбище

СКОЕП1 N 14, Радиотелефон N ∞

Редактор за смертью не принимает

Газета выходит только из себя

ПоВТОРЯЯ, ЧЕРТЫХАЯСЬ, сабботируя и ВОЯ.

ЕГО УЖЕ НЕТ…

Радио принесло печальное известие о скоропостижной смерти талантливого всемирно известного литератора и журналиста Александра Григорьевича Архангельского.

Покойник умер буквально не сходя со своего боевого поста. В тот момент, когда он одной рукой писал передовицу для газеты, другой рукой докладную в Куб-Чер-Роста, инструкции для станичных отделений, доклад в Исполком, любовное письмо и новую одноактную комедию, костлявая рука смерти оборвала его творчество.

Мне, как другу покойного, всегда приходилось удивляться той неутомимой энергии, которая поражала в покойном, и не меня одного, а всех, кому приходилось с ним сталкиваться.

В последнее время покойник занимал ряд ответственных должностей: редактора газеты, заведывающего (так в оригинале! – Ю. И.) Куб-Чер-Роста, заведывающего Центропечатью; кроме того, покойный был членом многих культурно- просветительных отделов, лектором, не забывая в то же время и поэзии, которой он отдавал свои слишком малые минуты своего свободного времени.

Покойный был известен не только как прекрасный поэт, подаривший миру такие великолепные шедевры, как «Коровьи пляски», «Урк», «Продраспред», не только как прозаик, написавший роман «Усиленное питание, или Страшная месть Единопотребы», но и как прекрасный оратор, речи которого вызывали энтузиазм в массах.

Всем памятно геройское поведение покойного в дни налета белогвардейского флота на гор. Ейск. Вместе с тремя своими товарищами покойный был в момент обстрела на Косе, спокойно покуривая и шутя с перепуганными рыбаками.

Немногим известен и тот факт, что во время высадки врангелевского десанта покойный был в числе тех немногих самоотверженных людей, которые имели всего чемодан и два узла с самым необходимым для бегства багажом.

Работая 24 часа в сутки, покойник находил время и для тех, кто так или иначе близок был к искусству. Всем известно, какой любовью и уважением пользовался покойный в кругах актеров. Такие мировые гении русской сцены, как Рокеанов, Добровольский, Болтинский и др., во многом обязаны покойному, делавшему им ценные указания в их игре и писавшему о них хвалебные рецензии.

Даже в области науки покойный проявил себя как недюжинный физик, присутствуя на опытах в кабинете Народного Универаггета.

Со смертью тов. Архангельского ушел сильный и могучий человек, один из тех гениев, которые ведут человечество к вершинам.

Мир праху твоему, дорогой Александр Григорьевич. Да будет земля тебе пухом.

А. ВАСЮТИН

Пост Скриптум. После покойного осталось много жен и детей буквально без всяких средств к жизни. Исполкомом в экстренном заседании постановлено жен отправить в детские дома для пошивки белья, а детей в детские приюты.

 

ОБОРОНА СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

ОПЕРАТИВНАЯ РАДИОСВОДКА

От 35 декабря 1920 г.

НА ВСЕХ ФРОНТАХ

Ввиду колоссального впечатления, произведенного смертью А. Г. Архангельского, военные действия приостановлены.

Войска в знак траура отошли от демаркационной линии на 100 верст.

За Военкома Полштаба РВСР

КЛИМ.

НА ФРОНТЕ ТРУДА

ДОНБАСС КЛЯНЕТСЯ

Рабочие Донбасса, узнав о смерти А. Г., поклялись в память покойного бросить все силы на угольный фронт и отправили маршрутный поезд с углем для сожжения трупа покойного.

  1. Вероятно, опечатка в оригинале. Д. б. – СКЛЕП. – Прим. публ.[]

Цитировать

Архангельский, А.Г. «Пародесты и пародески» (Дуэт А. Архангельский– М. Пустынин). Публикация Ю. Ирошникова / А.Г. Архангельский, М. Пустынин // Вопросы литературы. - 1995 - №2. - C. 357-363
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке