№5, 1990/В шутку и всерьез

Парад эпиграмм

Предлагаем читателям познакомиться с некоторыми из эпиграмм, представленных в книге «323 эпиграммы», вышедшей в 1988 году в Париже («Синтаксис», 1988). Не все в этой книге равноценно. Некоторые из эпиграмм публикуются без указания имени автора. Составитель книги Ефим Эткинд в предисловии так объясняет ее особенности:

«Я начал коллекционировать эпиграммы лет двадцать пять тому назад – сначала только фиксировать, что слышал, а потом стал специально просить моих знакомых записывать и передавать мне все, что они помнят. Так что собирал я эпиграммы, как собирают фольклор – сказки или песни. Бродячие тексты нередко испытывают те же превращения, что песни: переходя устно от одного к другому, они трансформируются – возникают варианты, иногда меняется адресат, иногда два соединяются в один, один дробится на два или текст сокращается с шести строк до двух, иногда одно имя заменяется на другое. Все это подчинено закономерностям фольклора. Мы еще не принялись за изучение устного творчества интеллигенции, и проблема эта в высшей степени интересна (начало, впрочем, положено статьями А. Д. Синявского об анекдоте и песне). В моем сборнике возможны многочисленные ошибки. Устная традиция, например, вольно обращается с авторством… Я старался избежать «фольклорных пристрастий», но нет сомнений: неточностей осталось много».

Видимо, и в нашей подборке найдутся указанные недочеты.

Но здесь есть главное – сквозь улыбку и смех видна наша литературная жизнь, соперничество художественных направлений, притяжения и отталкивания.

Примечания, которые мы использовали, сделаны составителем книги Е. Эткиндом.

Если ты не согласен с эпохой,

Охай.

Ю. ТЫНЯНОВ

1

Я на мир взираю из-под столика:

Век двадцатый, век необычайный!

Чем он интересней для историка,

Тем для современника печальней.

2

Мне говорили много раз:

Пишите про полезное.

Полезен также унитаз.

Но это не поэзия.

Ник. ГЛАЗКОВ

Есть тяжелые моменты

В жизни творческих людей:

Пожилые импотенты

Ищут опытных блядей.

М. ДУДИН

Выхожу один я на дорогу.

Предо мною даль светлым-светла.

Ночь тиха, пустыня внемлет Богу…

Это все нам партия дала.

БЕЗ АВТОРСТВА

 

(На К. Ворошилова)

Ах, Клим, пустая голова,

Навозом доверху завалена!

Не лучше ль быть хвостом у Льва,

Чем задницей у Сталина?

Карл РАДЕК. 1925

Примечание

На XIV съезде РКП (дек. 1925 г.) Ворошилов, стараясь завоевать расположение Сталина, назвал Карла Радека и его друзей «троцкистским охвостьем»

Не день сегодня, а феерия,

Ликует публика московская:

Открылся ГУМ, накрылся Берия

И напечатана Чуковская.

А. РАСКИН. 1953

Примечания

Л. Чуковская пишет: «24 декабря 1953 года на первой странице «Литературной газеты»была помещена моя статья «О чувстве жизненной правды»… На второй странице того же номера сообщение о расстреле Берия. Это дало повод одному литератору прислать мне в подарок такую эпиграмму…»(см.: Л.Чуковская, Записки об Анне Ахматовой).

Я государство мыслю статуей,

Мужчина в бронзе – символ властности;

Под фиговым листочком спрятанный,

Огромный орган безопасности.

И. ГАРИК (Игорь ГУБЕРМАН)

Что делать мне с тобой, моя присяга?

Где взять слова, что рассказать о том,

Как в сорок пятом нас встречала Прага

И как встречала в шестьдесят восьмом?

Ал. ТВАРДОВСКИЙ 1968

Если пишет переводчица:

«Под дождем графиня мочится»,

Вы не верьте переводчице.

Е. Я. ТАРАХОВСКАЯ

Диалог

А. В. Луначарскому

Ценя в искусстве рублики,

Нарком наш видит цель.

Дарит лохмотья публике,

А бархат – Розенель.

Д. БЕДНЫЙ

Демьяну Бедному

Демьян, ты мнишь себя уже

Почти советским Беранже.

Ты, правда, «б», ты, правда, «ж»,

Но все же ты не Беранже.

А. ЛУНАЧАРСКИЙ. 1927

Примечание

В 1927 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса Луначарского «Бархат и лохмотья», в которой главную роль играла его жена, Наталия Александровна Розенель. Вариант этой эпиграммы сообщает Л. Ржевский:

Твердят, что Б. – большая сила.

Что он поэт, что он светило,

Что он почти что Беранже.

Но я, нарком, не лицемерю.

Я знаю: Б. – большая Же,

Но что он Беранже – не верю.

(Л.Ржевский,Когда-то в двадцатых… Альманах-80, Нью-Йорк, 1980, с. 133.)

Пред камнем сим остановись, прохожий:

Здесь Федин спит, на всех похожий.

Ю. ТЫНЯНОВ

По мановению восточного сатрапа

Не стало РАППа.

Не радуйся, презренный раб,

Ведь жив сатрап.

Н. ЭРДМАН. 1932

На сатирика Вильгельма Гранова

Все говорят, что Вилли груб,

А для меня он просто прелесть,

Он на меня имеет зуб,

Я на него – вставную челюсть.

Эмиль КРОТКИЙ

Как приехали в Тбилиси,

Сразу все перепилися:

Шо-то пили, шо-то ели,

Шота Руставели.

А. Н. ТОЛСТОЙ. 1938

Стоит Фейхтвангер у дверей

С каким-то непонятным видом.

Смотрите, как бы сей еврей

Не оказался тоже Жидом.

БЕЗ АВТОРСТВА. 1937

Примечание

Лион Фейхтвангер приехал в Москву вскоре после того, как Андре Жид издал свою книгу «Возвращение из СССР»(1936), в которой занял антисоветскую позицию. Фейхтвангер не оправдал «опасений»автора эпиграммы: он написал книгу «Москва 1937», где восторженно отозвался обо всем, что он видел в Москве, в том числе и о страшной инсценировке судебного процесса Пятакова и Радека. Вариант:

Фейхтвангер у дверей

Стоит с печальным видом.

Ах, как бы сей еврей

Не оказался Жидом!

(На Илью Сельвинского)

Из всех учителей моих

От Пушкина до Пастернака

В жизни я не вбил ни одного гвоздя

Илья Сельвинский

Все позади – и слава, и опала.

Остались зависть и пустая злость.

Когда толпа Учителя распяла,

И ты пришел забить свой первый гвоздь.

Мих. ЛЕВИН. 1958

Примечание

Поэт Илья Сельвинский, не раз выражавший свою любовь к творчеству Б. Пастернака и свою преданность ему одному из своих учителей, принял участие в травле автора «Доктора Живаго»в 1958 году.

На Ан. Тарасенкова

Да, удивился я. Однако

Кого же может удивлять.

Что, изменивший Пастернаку,

Себе не изменяет… Тарасенков?

А. РАСКИН

Примечание

Критик Анатолий Тарасенков, который втихую восхищался Пастернаком и коллекционировал его книги, громил его в статьях 1958 года.

На С. Гудзенко

А если нечего писать

И жизнь смутна как сон.

Пускай меня пошлют опять

В стрелковый батальон!

И если нет иных вершин

И лучшего пути,

Хотя бы в окриках старшин

Поэзию найти!

Н. КОРЖАВИН. 1947

Примечание

Имеется в виду стихотворение С. Гудзенко (1922 – 1953). начинающееся строкой «Я был пехотой в поле чистом…», где говорится: «Но если снова воевать… / Таков уже закон / Пускай меня пошлют опять/ в стрелковый батальон.

Цитировать

От редакции Парад эпиграмм / От редакции // Вопросы литературы. - 1990 - №5. - C. 269-280
Копировать