№2, 1986/Хроника

Памяти Виктора Гюго

22 мая 1985 года в ИМЛИ состоялась конференция, посвященная памяти Виктора Гюго, 100 лет со дня смерти которого исполнилось в этот день. Основное внимание в ее работе было уделено актуальному звучанию творчества великого французского писателя в наши дни, а также некоторым еще недостаточно изученным аспектам его литературной деятельности и рецепции ее в России.

Председатель конференции Ю. Виппер во вступительном слове охарактеризовал Гюго как одного из титанов мировой литературы, которому были подвластны все ее виды и жанры, поэта, верившего во всемогущество слова как высшего и наиболее действенного проявления человеческого духа, который и сем обладал этим могуществом в исключительной степени. Лирике Гюго присуща и «изумительная парчовая красочность» (Луначарский), и способность создания образов-символов, концентрирующих в себе масштабные поэтические обобщения, и умение выразить в ярких сентенциях– формулах глубокое проникновение в суть вещей. Гюго писал для народа, по словам докладчика, «яркие краски, густые, сочные мазки, драматические эффекты с помощью резких перепадов действия; запутанная, волнующая интрига, неудержимый полет воображения– все эти художественные средства, согласно убеждению писателя, должны были способствовать более наглядному и заразительному воплощению утверждаемых им идей: идей неудержимости прогресса, социальной справедливости, моральной чистоты, торжества добра над злом». Гюго многократно упрекали в выспренней риторике, в прекраснодушии его идеалов, однако его творческое наследие, подчеркнул Ю. Виппер, сохраняет свою актуальность и в наши дни. Особого внимания заслуживают неразрывная связь эстетического и этического начал в творчестве писателя, его обостренное чувство моральной ответственности, непосредственная связь всего его творчества с ходом социально политической борьбы своего времени, его публицистические и политические выступления, его борьба за мир.

М. Трескунов в докладе «Гюго и современность» привел многочисленные факты, свидетельствующие о традиционном в России и Советском Союзе интересе к творчеству великого французского писателя, рассмотрел издания произведений Гюго, вышедшие за последние десятилетия, театральные постановки его драм. Докладчик подробно остановился на романном творчестве Гюго, показав на примере «Отверженных» и «Девяноста третьего года» богатство социально-политического содержания, находящего отклик в современной действительности. Главное внимание в докладе было уделено публицистическому наследию писателя, посвященному остроактуальным вопросам борьбы за мир, политическую справедливость. В своих речах, призывах и очерках Гюго последовательно поддерживал революционные движения народов в защиту своих социальных прав и независимости, он был страстным борцом за мир и ликвидацию войн, возглавлял Парижский конгресс мира 1849 года и Лозаннский конгресс 1869 года. Эта сторона его деятельности получила высокую оценку и в современной Франции.

Доклад Т. Соколовой «Поэмы Виктора Гюго в системе жанров романтической поэзии» был посвящен теме, еще недостаточно изученной советским литературоведением. Если русский читатель и критик воспринимают Гюго главным образом как романиста и драматурга, то во Франции он ценится, прежде всего, как мастер поэтического слова. Значение поэзии Гюго, по мысли Т. Соколовой, определяется среди прочего тем, что «в его произведениях органически проявились все важнейшие, глубинные процессы, развивавшиеся внутри романтической поэзии».

В эпоху романтизма малые лирические жанры постепенно утрачивают строгую содержательную и структурную определенность, теряют автономию и эволюционируют в сторону нерегламентированного стихотворения и в сторону большой жанровой формы– поэмы.

Процесс формирования жанра романтической поэмы, в котором особенно большую роль играли ода и элегия, подробно прослеживался в докладе на материале лирики Гюго.

В сборниках Гюго 20-х годов господствует ода– жанр лирический, но открытый и для эпического начала,– оба эти начала в классицистической поэзии были строго регламентированы, скованы выражением условных, торжественных чувств. В одах Гюго наряду с традиционными темами восхваления Т. Соколова отметила стремление осмыслить острые моменты национальной и европейской современности, роль поэта в бурных событиях века, выражение непосредственных эмоций, внимание к событиям личной жизни, передачу индивидуального восприятия природы. В конце 20-х годов Гюго признает возможности оды исчерпанными, новое понимание функции поэта ориентирует его на элегию и балладу. Гюго развивает здесь две линии:

Цитировать

Зыкова, Е. Памяти Виктора Гюго / Е. Зыкова // Вопросы литературы. - 1986 - №2. - C. 275-278
Копировать