№2, 1986/Обзоры и рецензии

Становление башкирского романа

Р. Н.Баимов, Судьба жанра (Взаимодействие и развитие жанровых форм башкирской прозы). Литературоведческая монография, Уфа. Башкирское книжное изд-во, 1984, 320 с.

Ведущая тенденция в развитии советского литературоведения– взаимодействие, взаимопроникновение историко-литературного изучения национальных литератур и теоретико-литературных разработок, учитывающих опыт всей литературы социалистического реализма. Такой характер носит и книга Р. Баимова «Судьба жанра (Взаимодействие и развитие жанровых форм башкирской прозы)». В ней подробно и последовательно рассматривается жанровое становление и многообразие башкирского романа (впервые столь детально анализируются многие его разновидности, в том числе– роман исторический, роман сатирический), его типология и поэтика; рассматриваются наиболее значительные произведения, внесшие серьезный вклад в развитие жанра; изучается место и роль романа в системе эпических жанров национальной прозы, обогащение и обновление романного жанра в процессе взаимодействия его с повестью, с очерком и рассказом.

Автор книги исходит из убеждения, что роман– жанр синтетический, в известной мере аккумулирующий и обобщающий достижения других жанров. К сожалению, в монографии отсутствует литературоведческое определение жанра; однако теоретические рассуждения Р. Баимова позволяют считать, что он рассматривает жанр как категорию формально-содержательную, видит в жанре целостное выражение эстетической соотнесенности изображаемого с определенной структурно-стилевой системой авторского отношения к этому изображаемому. Отсюда– стремление исследователя рассмотреть роман в контексте и динамике современных эпических форм, в аспекте взаимодействия жанров, избрав системный подход, который «позволяет рассматривать явления национальной литературы, движение жанров в их исторической перспективе и в многонациональном контексте» (стр. 14).

Опираясь на опыт многочисленных предшественников– авторов работ о развитии того или иного жанра в национальных литературах (очень жаль только, что в книге столь серьезного содержания почему-то отсутствуют сноски), Р. Баимов организует свою книгу по хронологическому принципу, рассматривая эволюцию жанровых разновидностей башкирской прозы от ее истоков до сего дня.

Обстоятельное «Введение» – не историко-литературный очерк, а типологическое исследование жизни жанра. Прослеживая эту жизнь на фоне хода истории, автор исходит из того, что типологические свойства башкирского (как и советского вообще) романа в значительной степени были обусловлены явлениями общественно-политическими.

В первой части книги исследуется, в соотнесении с эпическими традициями, новаторство башкирской прозы 20– 30-х годов. Важное место тут занимает характеристика социально-художественной хроники как этапа в формировании исторического, социально-психологического романа. Правда, отмечая идейно-тематическое своеобразие первых башкирских романов, автор книги порой сбивается на перечислительность и описательность, а в конкретных разборах (по необходимости весьма кратких) нередко повторяет общепринятые суждения о творчестве А. Тагирова, Д. Юлтыя, И. Насыри, Г. Хайри и других зачинателей башкирской советской прозы.

Во второй и третьей частях книги осмысляется дальнейшее развитие башкирской прозы. Автор рассматривает взаимодействие и обогащение эпических структур и эпопейность романов, прослеживает процесс «расширения типологии» башкирского романа с помощью анализа содержательных и структурных особенностей историко-революционной эпопеи, дифференциации таких жанровых разновидностей, как роман исторический (при этом выявляются его типологические и структурные особенности) и роман сатирический, вызывающий интерес своей нетрадиционностью в башкирской литературе и своеобразием утверждаемых в нем способов типизации. Типологический подход сохраняется и в анализе романа как «формы нашего времени», но следует признать, что процесс становления разновидностей романа о современности осмыслен Р. Баимовым, на мой взгляд, недостаточно: много в этом разделе книги описательности, даже пересказа отдельных эпизодов или излишне подробных (в таком литературоведческом контексте) характеристик персонажей.

Р. Баимов выделил в книге собственно теоретический раздел, завершающий исследование. Посвятив этот раздел анализу взаимодействия и синтеза объективного и субъективного в эпической прозе, автор рассматривает стилевое многообразие и жанровое новаторство наиболее значительных произведений (хочется отметить самый удачный в книге разбор– анализ повести Мустая Карима «Долгое, долгое детство»), объясняет движение башкирской прозы к социально-философскому эпическому целому, показывает синтез эпических форм и синтез содержания.

Р. Баимову удается доказательно охарактеризовать основные тенденции развития башкирской прозы. Он показывает, что первые шаги молодей литературы были отмечены активным обращением к фольклору, использованием народной поэтики и традиций восточных литератур в изображении революционной действительности. Несмотря на отдельные неудачи (стилевые диссонансы, мозаичность форм, излишняя орнаментальность, вычурность слога и т. п.), в целом тенденция эта была плодотворной и ее реализация почти сразу же дала интересные, самобытные произведения. Однако процесс этот, начавшийся в 20-е годы, был прерван воздействием вульгарно-социологических концепций, требовавших однозначно-дидактических произведений, так называемой «тематической», «отраслево-производственной» литературы. Очерковая односторонность башкирских романов о современности в известной степени объясняется и этим обстоятельством.

Переход к целостному восприятию действительности, от факта к обобщению был связан, как показывает Р. Баимов, и с активным обращением к истокам– к многовековому национальному художественному опыту, к народно-поэтическим традициям, мотивам фольклора, мифологии.

Роман как «форма нашего времени» лишь с недавней поры стал в башкирской литературе наполняться, обогащаться национально-эстетическим опытом прошлого. До последнего времени романы успешно осваивали общие, наиболее традиционные каноны жанра, хотя этот процесс в малых формах, да и в эпических произведениях, созданных на историческом материале, идет давно. В попытках синтеза роман о современности «входит в контакт» с различными жанрово-стилевыми тенденциями, используя, например, в послевоенную пору достижения исторического, историко-революционного романов, а в 60– 70-е годы, вбирая в себя опыт современной деревенской прозы. В свою очередь исторический роман испытывает воздействие литературы о современности. Р. Баимов считает, что такое взаимодействие обусловлено более глубокой, опирающейся на сегодняшние идейно-художественные достижения концепцией истории, новым качеством художественного историзма, сказывающимся в изображении героя и его эпохи, В этом же исследователь видит причину и условие взаимодействия жанров и стилей, тенденций их развития.

Взаимодействие стиля и жанра динамично. Более того, явление, именуемое динамикой жанра, в литературном процессе непосредственно связано со стилевым развитием. Ведь жанр в каждом конкретном случае выступает в новом обличье, оставаясь при этом знаком литературной традиции, потенциально являясь носителем, хранителем и передатчиком идеального эстетического содержания; не случайно жанр непосредственно реагирует на эстетическую концепцию личности. И один из существеннейших факторов жанра– творческая индивидуальность художника, наиболее активно «и наглядно проявляющаяся в стиле, в индивидуальной стилевой манере. К сожалению, автор книги «Судьба жанра» обходит этот вопрос. Обходится и другая проблема: как именно реализуется в произведении взаимодействие жанра и стиля? Как проявляется новое художественное качество, представляющее собою то, что именуется жанрово-стилевым своеобразием произведения?

Одна из сильных сторон книги– раскрытие жанрового развития башкирской прозы как явления закономерного, при глубоком понимании того, что пути этого развития многообразны, противоречивы, иногда явны, порою скрыты.

Автор книги «Судьба жанра» убедительно показывает, что эстетическая система (в том числе и система жанров) формируется как в соответствии с внутренними закономерностями развития литературы, так и под воздействием «внешних» факторов: мировоззрения ее творцов, психологии эпохи, значительных исторических событий, особенностей восприятия художественной литературы в тот или иной период читателями и т. д. Анализ системных связей дает основание исследователю для вывода, быть может, спорного, но безусловно интересного и перспективного: развитие литературы (в частности, эволюция романа) не всегда подчиняется формуле, которая стала едва ли не общепризнанной: синкретизм– дифференциация– взаимодействие– интеграция– синтез (кстати, каждый из этих процессов, как считает Р. Баимов, «в той или иной мере, форме происходит во все времена и почти во всех жанровых разновидностях»,– стр. 319).

Представляется необходимым, однако, внести уточнение, позволяющее в более широком плане рассмотреть тенденции развития одной литературы. Марксистско-ленинское понимание жизни как процесса помогает увидеть историческую обусловленность, определенность во времени родового, жанрово-видового деления литературы начиная от древнего синкретизма. Однако нельзя не видеть, что в наши дни все отчетливее проявляются новые эстетические установки, новые возможности художественной литературы. Они сказываются даже в том, что эстетической нормой становятся лирическая проза и публицистическая драма, эпическая лирика и эпическая драма и т. п. Стирание традиционных жанровых границ, возникновение межродовых связей в словесном искусстве отражают современный уровень представлений о мире, человеке. Эти представления усложняются, как усложняется и «инструмент» художественного познания. Современный мир и современный человек все в большей мере познаются в целостности, в единстве, но тем ощутимее их многогранность, сложность и противоречивость.

Процесс рождения нового синкретизма, нового синтеза искусства, вероятно, не менее длительный, чем процесс дифференциации, «разделения поэзии на роды и виды» и совершенствования каждого рода. Была бы наивной попытка предсказать черты этого синкретизма. Но современный литературный процесс позволяет утверждать, что своего рода предшествием нового синкретизма становится создаваемый литературой XX века эпос, в частности эпос социалистического реализма. Стремление к художественному синтезу, взаимодействие и взаимопроникновение жанрово-стилевых начал не исключают дальнейшей дифференциации и специализации жанров, появления даже некоторых синкретических форм нового качества. Процесс становления современных жанровых модификаций прозы, особенно большой формы, в башкирской литературе еще далеко не завершился, он входит лишь в новую полосу своего развития. Как показывает Р. Баимов, это, прежде всего, происходит с романом как жанром, призванным изображать человека и эпоху во всей полноте и противоречивости. Способствуя выявлению достижений одной сравнительно молодой национальной литературы, книга «Судьба жанра» демонстрирует возможность одновременно коснуться и важных сторон общесоюзного художественного процесса.

г. Магнитогорск

Цитировать

Заманский, Л. Становление башкирского романа / Л. Заманский // Вопросы литературы. - 1986 - №2. - C. 243-247
Копировать