№2, 1984/Хроника

Памяти В. Р. Гриба

25 ноября 1983 года в Центральном ордена Дружбы народов Доме работников искусств СССР состоялся вечер, посвященный 75-летию со дня рождения выдающегося советского ученого-литературоведа и педагога Владимира Романовича Гриба (1908 – 1940).

Вечер вел А. Аникст.

– Среди тех эпох, которые составляют веху в истории нашей науки, – сказал он во вступительном слове, – одна была особенно знаменательна. И в ней выдающуюся роль сыграл В. Гриб. Он начал свою деятельность почта мальчиком, будучи аспирантом МШИ, на замечательной кафедре у профессора Ф. П. Шиллера, на которой подобрались впоследствии выдающиеся знатоки зарубежной литературы. В. Гриб выделялся среди них уже тогда, совсем молодым. Он стал одним из лидеров нового движения за утверждение и верное понимание мировых Художественных ценностей.

Охарактеризовав роль В. Гриба в борьбе с вульгарной социологией, А, Аникст подробно остановился на его исследованиях и лекциях, посвященных истории французской литературы XVII-XVIII веков.

– В небольшом этюде о «Манон Леско», в котором проявился весь исследовательский талант В. Гриба, вся его чуткость к искусству, он раскрыл диалектику того, как, обгоняя мыслителей, философов, социологов, писатель аббат Прево впервые сумел показать своеобразное раздвоение личности, показать развивающуюся буржуазную цивилизацию. В работах В. Гриба, – отметил А. Аникст, – всегда будет привлекать желание их автора во что бы то ни стало понять истинный смысл великой литературы, разобраться в ее глубочайших противоречиях. Он был мыслителем, который глубоко. постиг диалектику жизненных процессов. Он умел мыслить широко исторически и вместе с тем проникать в жизнь каждой личности, увидеть каждую данную ситуацию. Оттого и входят эти работы в золотой фонд нашей культуры, что они написаны человеком, который по-настоящему глубоко понимал искусство, умел говорить о нем и прекрасно писал о нем.

Г. Фридлендер, автор вступительной статьи к единственному пока сборнику избранных трудов В. Гриба (М., 1956), поделился воспоминаниями о Друге.

– Гриб ввел меня в литературу, – сказал он. – Я – стал сотрудником, «Литературного обозрения», потом – «Литературного критика». Эти два журнала сыграли большую роль в истории нашей культуры, и их судьба неотделима от имени В. Гриба. Он был одним из самых обаятельных людей, которых я знал вообще. Его удивительная гармоничность, благожелательность, трезвость мысли, простота – все это действовало исключительно, и это незабываемо. И, все, что вошло в его книгу, поражает своей законченностью, точностью, конкретностью, глубиной чувства, свежестью, необыкновенным внутренним благородством и гармоничностью. Он называл сам себя «социалистическим просветителем», он и был им всегда.

Значительную часть выступления Г. Фридлендер посвятил работам В. Гриба по истории и теории драмы – исследованиям проблем зарубежной классики, а также замечаниям о Гоголе, А. Островском, о русской комедии XIX века в целом.

– Там высказаны очень интересные мысли, к которым мы только недавно пришли, – сказал Г. Фридлендер. – Мы как-то недооцениваем взгляды В. Гриба как историка и теоретика. Так, например, В. Гриб пишет о различных типах условности в реалистическом искусстве, он рассматривает, как эти различные типы условности связаны с мировоззрением писателя, с определенной эпохой, с определенными общественными условиями. Такой постановки вопроса я не встречал в нашей современной литературе, – отметил Г. Фридлендер, остановившись затем на разработке В. Грибом вопросов о жанровом мышлении Лоте де Вега, о характере условности в комедиях Мольера, трагедиях Корнеля и Расина.

Г. Фридлендер – подчеркнул, что, борясь с вульгарной социологией, В. Гриб никогда не был сторонником некоей всеобщей народности вне социальных и вне классовых условий. У него всегда четко проведена оценка мировоззрения, идеалов каждого писателя, показана связь его творчества с определенной формой. В этом смысле труды В. Гриба – классические, потому что в них есть подлинно социальный анализ, такое понимание реализма, которое учитывает разные формы проявления народности у художников различных эпох. Все соотносится с определенной эпохой в общественном развитии человечества, и вместе с тем демонстрируется линия, которая связывает эти произведения с нашим временем и делает их дорогими и живыми и сейчас, для современного читателя.

Л. Денисова также поделилась с собравшимися воспоминаниями о В.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 1984

Цитировать

Кисунько, В.Г. Памяти В. Р. Гриба / В.Г. Кисунько // Вопросы литературы. - 1984 - №2. - C. 279-282
Копировать