№5, 2003/Книжный разворот

П. А. Кропоткин. Русская литература. Идеал и действительность

Теоретик анархизма в этой книге выступает в не совсем обычной роли – историка русской литературы. Издание представляет собой курс лекций, прочтенных им в Америке в 1901 году, которые он, существенно дополнив, издал в 1905-м на английском языке. Теперь эта книга переведена на русский.

Образованнейший человек, Кропоткин порой пренебрегает точностью и полнотой в целях популяризации и доходчивости. Он выбрасывает из истории литературы период с XIII по XVII век как не представляющий интереса. Исключение сделано только для переписки Грозного с Курбским и «Жития протопопа Аввакума». Между тем к 1901 году изучение древнерусской литературы продвигалось семимильными шагами: были известны «Задонщина», «Слово о погибели Русской земли» и многие другие тексты; сказания о Смутном времени, которые якобы не сохранились (с. 21), опубликованы еще в 1831 году. Представления Кропоткина о взаимоотношениях церкви и государства в Древней Руси являются западноевропейской калькой: он приписывает православию Московской Руси всесилие папства эпохи крестовых походов. Он не считает нужным проводить для слушателей разграничение между древнерусским и старославянским языками (из его вступления на с. 7 – 8 совершенно непонятно, на каком языке говорили наши предки), между тоническим и силлабо-тоническим стихосложением и т. п. Оценки раздаются с легкостью: Тредиаковский «был лишен малейшего признака поэтического таланта» (с. 25); Пушкин – «избалованный и поверхностный ребенок»; «в поэзии Пушкина нет <…> глубоких и возвышенных идей <…> красота формы, а не красота идеи отличает поэзию Пушкина» (с. 42).

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2003

Цитировать

Елифёрова, М.В. П. А. Кропоткин. Русская литература. Идеал и действительность / М.В. Елифёрова // Вопросы литературы. - 2003 - №5. - C. 356-357
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке