№3, 1976/Обзоры и рецензии

От слова – к образу

П. Г. Пустовойт, От слова к образу, «Радянська школа», Киев, 1974, 190 стр.

Для успешного исследования стилистики художественной речи наряду с большими синтетическими трудами, в которых содержится обоснование главных понятий, категорий и принципов создания художественных структур, необходимы и работы аналитического характера, посвященные рассмотрению отдельных граней проблемы.

К числу подобных трудов и относится рецензируемая книга П. Пустовойта, которая, как показывает уже само название, посвящена одному из важных вопросов стилистики – соотношению слова и образа в произведении искусства, специфике художественного мышления писателя.

Стилистическая концепция П. Пустовойта основана на теории В. Виноградова о стилистике художественной речи как особой филологической дисциплине, которая близка к языкознанию и литературоведению, но вместе с тем отличается от того и другого.

Специфика произведения художественной литературы обусловливает, по мнению исследователя, приемы анализа, принципы изучения данной речевой структуры. Всякое произведение словесного искусства обладает эстетической функцией, связанной с его идейным замыслом, его образной системой. Поэтому стиль в сфере искусства слова представляет собой понятие эстетическое, так как в отдельном произведении обнаруживается своеобразное соотношение речевых элементов, их гармония, их подчиненность художественной закономерности.

«…Лингвист, – пишет автор, – изучая компоненты общенародного языка (фонетику, морфологию, синтаксис, лексику и стилистику), имеет дело и с формами, и с функциями. Литературовед же, изучая все компоненты речи в ее художественном преломлении (опять-таки же и фонетические, и морфологические, и синтаксические, и лексические, и стилистические), не может в исследовании функций отвлечься от того, что функционирует, т. е. от форм». С этими справедливыми словами следует согласиться, однако необходимо добавить, что понятия функции и функционирования наполняются разным содержанием применительно к изучению речевой деятельности и к стилистике художественной литературы.

Ведущими категориями в стилистике художественной литературы, по мнению автора, являются индивидуальный стиль писателя и жанровые стили. Их характеристике и отводится в книге значительное место. «Индивидуальный стиль писателя, – утверждает П. Пустовойт, – связан с его принципами изображения действительности, с его художественным методом. Метод как творческий принцип, как художественно-познавательное отношение к действительности влияет на стиль».

Выбор языковых средств – одна из центральных творческих проблем художника. Естественно, ей уделяется значительное место в книге П. Пустовойта.

Обычно эта проблема решается путем выявления отношений между означающим и означаемым. При таком подходе исследователи обращают внимание на выражаемое как на материальное воплощение языка в речи и осмысливают проблему выбора слов и форм в художественном произведении с точки зрения лексики и грамматики. Такое понимание природы стиля художественного произведения наблюдается в лингвистике, оно односторонне и явно недостаточно, так как стиль писателя или жанра рассматривается только в границах сферы означающего. К сожалению, автор рецензируемой книги также проявляет порой склонность к толкованию проблем в чисто лингвистических категориях. Это заметно, например, в главе «Писатель и мир слова», в которой приводятся сведения, относящиеся к описательной грамматике и лексикологии, к социально-речевым вкусам русского общества разных эпох, или материалы по истории русского литературного языка. Тем более досадно, что в целом работа П. Пустовойта принадлежит к трудам того направления, в которых художественная форма трактуется как диалектическое единство материального воплощения языка в речи и целесообразное и целенаправленное композиционное объединение словесных масс. «Форма эта содержательна, поскольку каждый знак, ее образующий, обладает значением, а также и потому, что система таких знаков порождает дополнительные смыслы, не сводящиеся к значениям их суммы. Содержательность средств выражения, готового материала языка создает диффузный характер отношений между структурой выражения и структурой содержания в общей структуре художественного стиля литературного произведения» 1.

Проблему выбора средств выражения автором художественного произведения П. Пустовойт непосредственно соотносит с образностью искусства.

Автор справедливо полагает, что слово и образ в художественном произведении представляют собой диалектическое целое, но слово не является единственным средством создания образа. Образность достигается не только метафоризацией, но и с помощью других средств, например ритмики, мелодики, аллитераций. Далеко не безразличны к созданию образности грамматический фактор (суффиксы и флексии), композиционные особенности произведения. Качества образности в художественном произведении зависят и от такого экстралингвистического фактора, как творческая личность писателя.

Все эти явления образности, основанные на языковом ее воплощении, обладают бесчисленными возможностями реализации; существует образность отдельных речевых средств (эпитетов, сравнений, метафор), есть образность строки, строфы, прозаического или стихотворного отрывка, монолога, диалога. «Образность целого, – пишет автор, – накладывает отпечаток на каждое отдельное слово, входящее в этот контекст. В результате любое слово может становиться образным в зависимости от его смысловой и эмоциональной нагрузки, от его места и окружения, от степени связи с другими словами. Это означает, что слово в искусстве никогда не существует как замкнутая в себе единица». С особой силой автор подчеркивает тот тезис, что образность в художественном произведении немыслима вне слова, вне языкового выражения.

П. Пустовойт рассматривает проблему образности в художественном произведении не только на материале слова и контекста, но и применительно к поэтическим родам или видам художественной литературы: прозе, поэзии, драматургии. Немало любопытных наблюдений содержится в разделе о соотношении социального и индивидуального в художественном образе. Завершается книга критическим обзором взглядов современных ученых на образ как специфическое явление художественной литературы.

Теоретические рассуждения П. Пустовойта преломляются в конкретных разборах, обращает на себя внимание разнообразие и широта привлекаемых к анализу произведений и тем: тут русские прозаики, поэты, драматурги конца XVIII – начала XX века, современные советские авторы.

Здесь могут быть отмечены содержательные анализы образной системы, композиции и сюжета как стилеобразующих факторов романа Лермонтова «Герой нашего времени» и повести Тургенева «Первая любовь», индивидуального стиля и художественного метода Тургенева и Достоевского, особенностей построения диалога в пьесах Тургенева и Чехова.

Книга «От слова к образу» адресована студентам-филологам и учителям-словесникам, но с ней с интересом и пользой для себя познакомятся литературоведы, лингвисты, литературные редакторы, журналисты – все те, кто интересуется проблемами стиля.

  1. Р. Р. Гельгардт, Избранные статьи, Калининский педагогический институт, 1966, стр. 151.[]

Цитировать

Вомперский, В. От слова – к образу / В. Вомперский // Вопросы литературы. - 1976 - №3. - C. 266-269
Копировать