№2, 1972/Мастерство писателя

От редакции

Советская поэзия обладает громадным идейно-художественным потенциалом – результат творческих достижений представителей всей нашей многонациональной литературы. Поэзия развивается по многим руслам, что, безусловно, говорит о ее разнообразии и самобытности. Существуют в поэзии и формы сложные, явления неустановившиеся… Читатель и критика оценивают каждое художественное явление по степени его связи с жизнью общества, а жизнеспособность любой поэтической формы проверяют глубиной содержания, заложенного в произведении. Потому-то поэтическое многообразие – это еще и многообразие критических проблем.

Очевидно, что только широкое обсуждение этих проблем (при участии как критиков, так и писателей), реальное столкновение мнений поможет выявить подлинную значимость для сегодняшнего литературного процесса того или иного – в том числе самого сложного – явления, жизненность этого явления, его будущее.

Оживление интереса к свободному стиху в последние годы связано в конечном счете со стремлением поэтов совершенствовать средства выражения. Как всякое интересное художественное явление, свободный стих вызывает полемику, требует изучения и критических оценок. Из истории этой поэтической формы видно, что отношение к свободному стиху, как правило, сопровождалось крайностями – происходило то полное забвение, то гиперболизация его роли в развитии поэзии. В наши дни время от времени появляются исследования теоретического характера на эту тему (далеко не исчерпавшие вопроса), работ же, посвященных поэтической практике свободного стиха, почти нет. Учитывая это, редакция решила пригласить за свой «круглый стол» ряд поэтов, интересующихся проблемой свободного стиха.

В каких случаях поэт обращается к свободному стиху? Может ли свободный стих вытеснить традиционную – «рифмованную» – поэзию? Действительно ли свободный стих «освобожден» от всех норм и законов стихосложения? Если обратиться к выступлениям, то ответы на эти вопросы оказываются различными. Предпосылки возникновения свободного стиха раскрывает А.

Цитировать

От редакции От редакции / От редакции // Вопросы литературы. - 1972 - №2. - C. 158-160
Копировать