От моря и до моря
Наиболее интересные исследования ныне рождаются на стыке различных наук. Данное исследование родилось на стыке четырех наук: социологии, медицины, кибернетики и страсти нежной.
Объектом анализа явились тексты массовых песен и их авторы. Как выяснилось, большой процент текстов составляет в настоящее время так называемая «географическая лирика», то есть тексты, посвященные определенной республике, городу, району.
Кому не задавали по радио вопрос: «Ну, что тебе сказать про Сахалин?» Кому не пели про Диксон, про Чукотку и про Камчатку? А «Крымская ночь»? А «Здравствуй, Рига»? Есть еще «Ростов-город», «Карелия», «Подмосковная», «Валдай», «В городе над Доном», «Песня о Пскове». Есть скромная группа песен-вальсов: «Киевский вальс», «Донбасский вальс», «Сибирский вальс», «Североморский вальс». Есть и универсальные: «Мой город», «Люблю этот город рабочий», «Город юности моей», «Вернулся я в город родной», «Песня о моем городе».
Социологически это легко объяснимо. Обилие местностей и населенных пунктов дает возможность создавать оригинальные, взаимно непохожие тексты. С другой стороны, создаваемой песне автоматически обеспечивается популярность – по крайней мере среди жителей той местности, которая в ней воспета. (Здесь не рассматривается случай воспевания безлюдной местности.) Таковы два основных вируса, вызвавших эпидемию «геолирики» (с осложнением на этнографию).
При обработке собранных материалов на машине «БЭСМ-4» обнаружен ряд тематических элементов: а) исторический, б) экономический, в) климатический, г) лирический.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.