№12, 1972/Обзоры и рецензии

От фольклора к роману

А. Соктоев, Хода Намсараев. Путь к эпосу социалистического реализма, Бурятское книжное изд-во, Улан-Удэ, 1971, 213 стр.

Изучение процесса развития социалистического реализма в молодых литературах народов СССР требует тщательного исследования истоков зарождения каждой из них. Сегодня эта проблема не только назрела, но оказывается под силу современной науке, ибо разработаны уже многие общие проблемы, связанные со спецификой развития младописьменных литератур, изучаются проблемы взаимодействия литератур, национального и интернационального в художественном творчестве и т. д.

Книга бурятского литературоведа А. Соктоева представляет собой фундаментальное исследование явлений и факторов, связанных со становлением реалистического метода в творчестве основоположника бурятской литературы Хоцы Намсараева (1889-1959). Работа подкупает скрупулезным анализом фактов, внимательным изучением своеобразных путей формирования реалистического метода в молодой литературе. Выводы здесь не декларируются, а последовательно и убедительно, на современном научно-методологическом уровне доказываются. Автор рассматривает все этапы формирования и становления прозы в творчестве Намсараева – от первоначальных обработок им фольклорного материала, от рассказа к повести и роману.

А. Соктоев кратко характеризует особенности и различные жанры устного народного творчества бурят, к которому не раз обращались писатели, используя его поэтику, сюжеты и мотивы. Для Намсараева исходным моментом в его творчестве послужил анекдот – одна из распространенных форм бурятского фольклора. А. Соктоев обосновывает пристрастие Намсараева к этому жанру: здесь писатель нашел художественный арсенал для «дискредитации социального противника». В острой сюжетности, занимательности народного анекдота писатель увидел богатые возможности для обличения жестокости и невежества нойонов и лам.

На фольклорной основе сформировался своеобразный почерк раннего Намсараева. Характерные черты бурятского фольклора и особенности творческой индивидуальности писателя (они проявились и в его подходе к материалу устного народного творчества, в отборе сюжетов) обусловили своеобразие первых прозаических произведений бурятской литературы. Первый сложившимся жанром оказался рассказ.

Внимательное прочтение ранних произведений Намсараева позволило А. Соктоеву выявить в них и темы, уходящие своими корнями не только в стихию фольклора, но и в литературы Индии, Тибета, Монголии. В работе, таким образом, прослеживается и влияние восточной литературы на Х. Намсараева, к которой он приобщен был через монгольские прозаические сборники, создававшиеся в свою очередь под влиянием таких прославленных творений, как «Панчатантра», «Жизнь Викрамы» и др. Хотя Намсараев использует прежде всего те мотивы и сюжеты литератур Востока, которые соответствуют обличительному пафосу его творчества, значение этого влияния было решающим: высокое художественное мастерство классической литературы приобщило молодого писателя-самоучку к традициям и секретам письменной литературы.

Интересны соображения автора о сатире и природе комического в рассказах Намсараева, посвященных жизни дореволюционной Бурятии. А. Соктоев справедливо связывает зарождение и формирование реалистических черт творчества писателя с его сатирическим мастерством. Но спорным представляется его утверждение о том, что комическое было лишь формой веселого прощания народа с уходящей общественно-экономической формацией. Смех народа был не только веселым. Он был и горьким и саркастическим, ибо суровая и тяжелая борьба с прошлым и его пережитками еще не была окончена.

Пути формирования реалистического повествования у Намсараева автор книги исследует и на тех жанровых формах, к которым Намсараев обратился уже в советский период своей творческой деятельности (повесть и роман).

Социалистическая действительность захватила художника. Глав писателя внимательно изучал новые социальные процессы. Вторжение свежего жизненного материала постепенно приводило к серьезному преобразованию художественной манеры Намсараева. Тяга к фольклору ослаблялась, уступая место реалистическому отражению действительности. Разветвленность сюжета, психологизм характеров – новые черты прозы Намсараева – выражали стремление писателя обрести тот язык, единственно которым можно было точно описать процесс коренного изменения жизни бурятского народа. Многочисленные пьесы, повести «Цыремпил», «Однажды ночью», роман «На утренней заре» стали важными вехами в жизни литературы Бурятии.

Роман «На утренней заре»- одно из крупнейших произведений бурятской литературы, осуществление жизненных и художественных задач Намсараева. Он стал школой совершенствования реалистического метода для Намсараева. Но не только для него – роман помог следующему поколению писателей прочно закрепить в своем творчестве черты реализма, избежать многих издержек, которые почти неизбежны при становлении молодых литератур. «На утренней заре» – произведение, знаменующее утверждение метода социалистического реализма в бурятской литературе. К сожалению, А. Соктоев не дал обстоятельного анализа этого произведения Намсараева, ограничив себя лишь рассмотрением тематических слоев романа. Он упустил из виду те важные проблемы поэтики, решение которых помогло бы оценить итоговое произведение Намсараева во всей его глубине… Заключительные страницы книги А. Соктоева уступают первым – изучению раннего творчества Намсараева.

Подводя итоги, следует сказать, что работа А. Соктоева ценна тем, что наглядно представляет путь к социалистическому реализму одной из молодых литератур нашей страны.

г. Улан-Удэ

Цитировать

Гармаева, С. От фольклора к роману / С. Гармаева // Вопросы литературы. - 1972 - №12. - C. 223-224
Копировать