№10, 1977/Жизнь. Искусство. Критика

От фактографии к теоретическому осмыслению

Иногда мне бывает жаль студентов. Студентам-медикам, например, приходится учить наизусть множество латинских терминов: малейшая часть каждой косточки имеет латинское название, и студент тратит много времени и сил на то, чтобы запомнить их навсегда. Это изнурительный труд, но ничего не поделаешь – есть в этом особая необходимость.

Но есть ли такая же необходимость студенту-филологу при изучении истории литературы различных народов мира также «выучивать наизусть» огромное количество иногда очень трудных имен писателей и их персонажей, названий произведений, бесконечных дат и т. п.? По-моему, нет. Главная цель заключается не в том, чтобы знать все такого рода факты, многие из которых, может быть, сами по себе еще мало о чем говорят. Ведь при изучении «по векам», предложенном в свое время в качестве основного принципа курса «Литературы народов СССР», наше внимание направлялось бы большей частью именно на фактографию и суть литературных процессов в основном была бы сведена к количественному накоплению этих фактов.

К сожалению, иные программы и учебники курса национальной литературы для средней и высшей школы в некоторых республиках так и построены: историческое развитие литературы выглядит как ряд писательских имен, малых и больших произведений и т. д. Конечно, все это важно, без фактов не было бы истории литературы. Но все-таки стремление к такой «полноте» курса приводит к тому, что на первый план выступают внешние изменения, в тени остаются глубинные процессы, затемняется подлинный смысл явлений, их эстетическая суть.

Сейчас постепенно преодолеваются такие недостатки программ и учебников в республиках. А это, несомненно, будет сказываться на общем курсе истории литератур народов СССР, научно-теоретический уровень которого всегда будет в той или иной мере зависеть от уровня развития литературоведения и критики в республиках.

Сегодня советская литературная наука готова взяться за решение многих кардинальных проблем. Этому способствует успешное развитие историко-типологического изучения литературных явлений, принципов сравнительного и системного анализа. Не случайно и то, что нынешнее наше обсуждение началось на новой, значительно более глубокой основе, что с самого начала Р. Бикмухаметов подчеркнул необходимость «выхода на новый теоретический уровень». Новые методологические поиски должны опереться на все ценное, что уже достигнуто специалистами и самоотверженными энтузиастами этого дела. Так, мне представляется существенным достижением региональная система построения курса.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №10, 1977

Цитировать

Шукуров, М. От фактографии к теоретическому осмыслению / М. Шукуров // Вопросы литературы. - 1977 - №10. - C. 131-133
Копировать