№3, 1996/Публикации. Воспоминания. Сообщения

Ошибочные произведения. Исключительный гонорар. Публикация Р. Романовой

Продолжаем публикацию документов из фондов Центра хранения современной документации (ЦХСД) и Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ) – см. предыдущие выпуски «Вопросов литературы» начиная с 1993 года.

Как партия руководила литературой

ОШИБОЧНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ЦК КПСС

В соответствии с постановлением ЦК КПСС «О работе Главлита СССР», обязывающим органы цензуры не оставлять без внимания политически ошибочные формулировки и положения, встречающиеся в произведениях печати, и сообщать о них партийным органам, докладываю ЦК КПСС, что за последнее время при контроле литературно-художественных журналов органами цензуры установлено много фактов, свидетельствующих о недостаточно ответственном отношении редакций ряда журналов к качеству публикуемых материалов. Отдельные руководящие сотрудники редакций, предоставляя страницы журналов для печатания неполноценных в идейном отношении произведений, отходят от принципиальных партийных позиций и, тем самым, не способствуют успешному выполнению задач, поставленных партией перед литературой и искусством в деле коммунистического воспитания советских людей. В качестве подтверждения этого положения можно привести следующие примеры.

Редакция журнала «Знамя» для опубликования в майском номере за-1959 год представила на контроль верстку рассказа В. Гроссмана «Тиргартен«. В рассказе автор пытается объяснить сущность гитлеровской диктатуры и обосновать причины, породившие фашизм. Однако при этом он допускает серьезные ошибки и грубое искажение исторической действительности. В рассуждениях единственного положительного персонажа рассказа – служителя Берлинского зоосада Рамма и в своих отступлениях В. Гроссман характеризует фашизм не как социальное явление и порождение международного империализма, а как явление национальное, как результат морального и нравственного уродства немецкой нации. В рассказе немецкий народ отождествлен с покорным стадом, которое гонят на скотобойню1. Более того, в ряде случаев автором подчеркивается «нравственное превосходство зверей зоосада над людьми». Редколлегия журнала «Знамя» упорно отстаивала это идейно неполноценное произведение, всячески добиваясь его опубликования. Указанное произведение по рекомендации Отдела культуры ЦК КПСС не было помещено в журнале2.

Редакция журнала «Октябрь» представила на контроль стихотворение Е. Евтушенко «Негосударственно ошибшегося в чем-то» 3 для опубликования в сентябрьском номере. Это стихотворение является рецидивом нездоровых и ошибочных взглядов поэта, которые были в свое время подвергнуты резкой критике. В нем автор берет под сомнение принципиальную партийную оценку ошибок в творчестве молодых, считая ее негосударственным, неленинским подходом.

После замечаний Главлита о политической ошибочности стихотворения и об идейной неполноценности ряда других произведений Е. Евтушенко, предназначенных для опубликования в этом же номере журнала, оно было снято из номера редакцией, а в другом стихотворении произведено исправление.

Следует отметить, что после выхода в свет девятого номера журнала эти стихи Е. Евтушенко справедливо подверглись критике на страницах «Комсомольской правды» 4.

В девятом номере этого же журнала редакция предполагала опубликовать стихотворение молодого поэта А. Вознесенского «Последняя электричка» 5. В нем извращается советская действительность, содержится оскорбительный выпад против всей нашей молодежи. Как об обычном для наших дней явлении говорит автор о том, что вместе с сонными рабочими с последней ночной электричкой из Москвы возвращаются воры и бандиты:«Мальчики с финками, девочки с фиксами», «кругом гудят, как в таборе гитары и воры». В духе «блатной поэзии» автор создает образ молодой девушки, пьяницы и воровки, которая под действием прочитанных ей стихов становится «чище Беатриче» 6.

Стоит – черты спитые,

На блузке видит взгляд

Всю дактилоскопию

Малаховских ребят…

 

…Но, может, все же сердце

Основа бытия,

Когда, срывая серьги,

Ты плачешь в три ручья?

 

И вдруг из электрички,

Ошеломив вагон,

Ты чище Беатриче

Сбегаешь на перрон7.

 

Одновременно в верстку десятого номера журнала редакция включила стихотворение И. Сельвинского «Всем! Всем! Всем!», имеющее подзаголовок «Апокалипсис XX века». В нем автор говорит8:

Я пью это кофе… Курю…

А мы ведь из самых последних

На самом-самом краю.

О горе тебе,

Мир!

Повержен будешь навеки.

Ощерятся гнезда квартир,

Вспыхнут у статуй веки…

 

…Безмолвие на века.

Недвижность пустых столетий.

И только один водород,

Свои озирая владенья,

Как призрачное виденье.

На Эверест взойдет.

Оттуда спустится в Татры,

На Рим пожелает ступить,

Зевая, осядет в театре,

Где слышалось «Быть иль не быть?».

 

Нарисовав страшную картину будущего, поэт в конце стихотворения призывает мир очнуться от пассивности. Стихотворение написано в паническом плане, в нем проводится мысль о возможной гибели мира и человеческой цивилизации. Редакция журнала указанные стихи сняла из номера, заменив их другим материалом9.

Случаи, когда редколлегия не проявила должной требовательности к идейно-художественному качеству подготовленных к печати произведений, имели место и в журнале «Москва».

Так, для помещения в первом номере журнала за прошлый год редакция представила на контроль очерк заместителя главного редактора этого журнала Л. Овалова «Мой друг Гатилин» 10. В нем Л. Овалов непомерно большое внимание уделяет себе, поучает молодежь на собственном примере. Очерк написан в тоне явной саморекламы и самовосхваления, в то время как газета «Комсомольская правда» выступает с фельетоном «Чародей без паспорта», в котором показала неблаговидную роль Л. Овалова, содействовавшего авантюристу Мильману в его мошеннических проделках11. По настоянию Главлита и по рекомендации Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС этот очерк был из номера снят.

В отсутствие главного редактора Л. Овалов подписал к печати для опубликования в седьмом номере журнала свой новый роман «Партийное поручение». Несмотря на наличие в нем произвольного, упрощенческого описания событий, связанных с июньским Пленумом ЦК КПСС, осудившим антипартийную группировку12, на что нами было обращено внимание, Л. Овалов, пользуясь правом руководителя журнала, настаивал на его опубликовании без внесения необходимых исправлений. Лишь после вмешательства главного редактора журнала эти неправильные положения были отчасти устранены13.

Для помещения в этом же июльском номере «Москвы» редакцией была подписана к печати статья драматурга Н. Погодина «Почему я стал писать прозу?». В ней автор пытается объяснить читателям те «сложные» и «глубокие» причины, которые заставили его «поискать счастья в прозе». По мнению Погодина, он как драматург поставлен в настоящее время в такие условия, что вынужден отказаться от жанра, которому посвятил тридцать лет творческой работы14. «Нам, драматургам, – пишет Погодин, – совершенно серьезно приходится разъяснять в стенах наших соответствующих министерств с их деятелями, чем» например, отличается драма от оды и что оды в драматической форме не получаются». В статье утверждалось, что советским драматургам приходится не только отстаивать свои творческие замыслы, но «бороться за самый жанр», и это вынуждает его перейти к прозе.

Подобное выступление в печати одного из ведущих советских драматургов и главного редактора журнала «Театр» могло создать неправильное представление о взаимоотношениях между драматургами и организациями, занимающимися театральным искусством. Оно давало основание делать вывод о том, что Н. Погодину не представляется возможность осуществлять свои творческие планы. Между тем его пьесы ставятся во многих театрах страны, а сам автор за заслуги в области драматургии удостоен в апреле 1959 г. высокого звания лауреата Ленинской премии. Статья по рекомендации Отдела науки, школ и культуры ЦК КПСС по РСФСР была снята из номера 15.

Обращает на себя внимание тот факт, что редколлегия ленинградского журнала «Нева» за последнее время также значительно снизила требования к качеству публикуемых произведений. В результате на страницы журнала проникают идейно порочные и незрелые произведения. Например, в восьмом номере был опубликован очерк Н. Михайловского «Здравствуй, Суоми». Новые стихи А. Яшина, опубликованные в этом же номере журнала, содержат обобщения, неправильно характеризующие советскую действительность. В стихотворении «Бессонница» высказывается ошибочная мысль о том, что многие люди у нас охвачены тревогой, сомнениями, беспокойством, так как живут они недостойной жизнью, служат корысти, лукавят и предают16.

  1. Строки от слов «В. Гроссман характеризует» до «на скотобойню» отчеркнуты слева вертикальной чертой.[]
  2. Рассказ В. Гроссмана «Тиргартен» был опубликован в журнале «Наш современник», 1966, N 7.[]
  3. Так в документе. В журнале «Октябрь» (1959, N 9) были опубликованы стихотворения Е. Евтушенко: «Продавщица галстуков», «Нас в набитых трамваях мотает…», «Что делает великою страну…», «Ты спрашивала шепотом…», «Карьера», «Гимн бездарности», «Одиночество».[]
  4. А. Турков, В погоне за дешевым успехом. – «Комсомольская правда», 20 сентября 1959 года.[]
  5. От Начала абзаца до этих слов слева отчеркнуто вертикальной чертой []
  6. Строки со слов «Мальчики с финками» до конца абзаца отчеркнуты вертикальной чертой слева,[]
  7. В журнале «Октябрь» (1959, N» 10) стихотворение А. Вознесенского «Последняя электричка» напечатано не было. Вошло в сборники поэта: «Мозаика. Стихи и поэмы», Владимир, 1960; «Ахиллесово сердце. Стихи», М., 1966; «Дубовый лист виолончели. Избранные стихотворения и поэмы», М., 1975.[]
  8. Этот абзац отчеркнут вертикальной чертой слева.[]
  9. Стихотворение И. Сельвинского «Всем! Всем! Всем!» было опубликовано в книге поэта «О времени, о судьбах, о любви» (М., 1962).[]
  10. Строки от слов «заместителя главного редактора» до следующего предложения отчеркнуты вертикальной чертой слева,[]
  11. См.: А. Суконцев, И. Шатуновский, Чародей без паспорта. – «Комсомольская правда», 26 ноября 1958 года.[]
  12. Речь идет о пленуме ЦК КПСС (22-29 июня 1957 года), осудившем «антипартийную группу Маленкова Г. М., Кагановича Л. М., Молотова В. М.» («Правда», 4 июля 1957 года).[]
  13. Главным редактором журнала «Москва» был Е. Е. Поповкин.[]
  14. Со слов «По мнению Погодина» до конца предложения отчеркнуто слева,[]
  15. Последняя фраза отчеркнута слева. []
  16. От слова «сомнениями» до конца предложения отчеркнуто слева.[]

Цитировать

От редакции Ошибочные произведения. Исключительный гонорар. Публикация Р. Романовой / От редакции // Вопросы литературы. - 1996 - №3. - C. 291-303
Копировать