Не пропустите новый номер Подписаться
№1, 2016/Книжный разворот

Бриттен: Сборник

Бриттен: Сборник / Сост. А. Генина, науч. ред. Л. Ковнацкая. М.: Рудомино, 2013. 364 с. ил.

Выход сборника, посвященного Б. Бриттену, — то значимое событие в культуре, благодаря которому читатель имеет возможность познакомиться ближе с наследием великого Бена. К сожалению, широкому читателю Советского Союза Бриттен был знаком гораздо лучше, чем сегодняшнему, — еще при жизни Бриттена вышли в свет книги тех авторов, которые не просто знали творчество, но и были лично знакомы с композитором (воспоминания И. Холст, 1968, монография Л. Ковнацкой, 1974, и др.). Кроме того, для советской публики Бриттен был живым героем — он неоднократно посещал Советский Союз, где имел большой успех. О пребывании в СССР летом 1965-го, зимой 1966-1967 года и весной 1971-го рассказал в своих дневниках Питер Пирс (Бриттен и Пирс побывали в Армении, в Москве, Ленинграде, Новгороде, Пскове, погостили на даче Ростроповича), опубликовав их в Англии после смерти любимого друга.

Помимо биографии в новый сборник о Бриттене включен и ряд дополнительных материалов, опубликованных по-русски впервые. Это и фрагменты переписки композитора с русскими музыкантами-соратниками, и русские дневники Питера Пирса, и воспоминания Геннадия Рождественского. Завершает книгу статья научного редактора издания, профессора Санкт-Петербургской консерватории Л. Ковнацкой «Бриттен и Россия».

Публикация фрагментов переписки Бриттена с М. Ростроповичем и Д. Шостаковичем на русском языке — небольшой, но очень важный шаг в изучении эпистолярного наследия Бриттена, с которым англоязычный мир уже успел познакомиться в полном объеме (опубликованы шесть томов переписки Бриттена — «Letters from a Life: The Selected Letters of Benjamin Britten»). Что касается дневников Пирса, то в них отразились не только встречи, концерты и кулинарные впечатления (им отведено особое место) — Пирс привел помимо этого важные сведения для биографов и исследователей. Например, он зафиксировал начало работы Бриттена над вокальным циклом на стихи русского поэта: «Все в восторге, что Бен пишет что-то на стихи Пушкина! Перед отлетом из Лондона в аэропорту он купил Пушкина с дословным переводом <...> Прекрасные стихи, многие из которых могут стать текстами романсов, и Бен загорелся идеей переложить их на музыку для Гали» (с. 281-282).

Эссе Рождественского также не случайно включено в сборник. Две важнейшие вехи в музыкальном наследии Бриттена связаны с этим дирижером. В 1960 году Рождественский дирижировал на концерте Бриттена в Лондоне, а в 2014 году он стоял за дирижерским пультом в БЗК на премьерном исполнении оперы Бриттена «Смерть в Венеции» (8 декабря 2014 года). Последняя дата навсегда останется памятной для настоящих ценителей творчества Бриттена. Большой зал Московской консерватории был переполнен, однако уже в первом антракте стало очевидным, что треть российской публики абсолютно не готова к знакомству с такой музыкой, тем более в концертном исполнении. С ней случилось то, о чем Бриттен предупреждал еще в 1964 году в своей речи «На вручение Первой премии Аспена»:

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2016

Цитировать

Луценко, Е.М. Бриттен: Сборник / Е.М. Луценко // Вопросы литературы. - 2016 - №1. - C. 400-403
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке